Шанкобыз - это древний казахский металлический пластинчатый самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Шанкобыз состоит из кованой железной дуги в середине которой прикреплен язычок, в виде стальной пластинки с крючком на конце. Шанкобыз небольшой по размеру - всего 5-7 см. Играли на шанкобызе преимущественно женщины, баюкая своих младенцев в колыбели. Иногда на пальцы рук они надевали конырау - кольца с колокольчиками, которые создавали красочный звуковой фон.
Техника игры на шанкобызе достаточно проста. Инструмент прижимают к зубам, рот при этом служит резонатором, и ударяя пальцами по крючку приводят язычок в состояние вибрации. Различная высота звука достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании.
В далеком при совершении шаманских обрядов баксы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.
Мастера-виртуозы, исполняющие на шанкобызе кюи, добавляли еще и горловые звуки, в результате чего получалось реальное трехголосие.
1. Альфред Шнитке - кантата Доктор Фаустус (в основе, возможно - Томас Манн, герой романа "Доктор Фаустус" Адриан Леверкюн, но не знаю точно) 2. Эдвард Григ - сюита "Пер Гюнт" (в основе - сочинение Генрика Ибсена) 3. Петр Чайковский - ряд опер по Пушкину и другим произведениям - "Евгений Онегин", "Пиковая дама" и проч. 4. Прокофьев - Ромео и Джульетта (комментарии, думаю, излишни) 5.В основе месс, григорианских хоралов и т. п. лежат религиозные тексты. Такие произведения писали многие композиторы - Бах, Гендель, Брукнер, Палестрина, Шютц и др. 6. Джакомо Пуччини - опера "Турандот" (в основе - пьеса Карла Гоцци с одноименным названием) 6. Жорж Бизе - Кармен 7. Многочисленные песни Шуберта написаны на стихи разных поэтов - Гёте, Мюллера и др. 8. Сергей Танеев - Кантата "Иоанн Дамаскин" (поэма А. К. Толстого с одноименным названием) 9. М. Балакирев - Сюита к Королю Лиру 10. Романсы Рахманинова, Глинки, Чайковского на тексты русских поэтов 11. Карл Орф - кантата Кармина Бурана на средневековые тексты Бойернских песен
Народная музыка Еврейская музыка Клейзмерская музыка Кельтская музыка Марийская музыка Молдавская музыка Украинская музыка Русская музыка Цыганская музыка Современная народная музыка Авторская песня Блатная песня Романс Фолк Филк Этническая музыка (World music) Духовная музыка Иудейская духовная музыка Каббалистическая музыка Христианская духовная музыка Апостолческая или Армянская духовная музыка Католическая музыка Православная музыка Протестанская музыка Госпел Госпел-поп Афро-американская духовная музыка Спиричуэлс Госпел Исламская духовная музыка Азан Аль-Куран Зикр Индийская классическая музыка Музыка хиндустани Дхрупад (XIV—XVI вв. ) Кхаиял (XVII—XVIII вв. ) Лёгкие классические вокальные стили индийской музыки (XVIII — нач. XX вв. ) Тхумри Дадра Таппа Газал Тарана Современная индийская классическая музыка Музыка карнатака Европейская классическая музыка Музыка Средневековья Григорианский (Грегорианский) хорал Ars Antiqua Ранняя полифония Школа Нотр-Дам, фр. Notre-Dame de Paris Музыка трубадуров и труверов Музыка миннезингеров Музыка мейстерзингеров Музыка Возрождения Ars nova Среднее Возрождение Высокое Возрождение Барокко Ранее барокко Позднее барокко Классицизм Ранний классицизм Поздний классицизм Романтизм Ранний романтизм Поздний романтизм Салонная музыка Модерн (современная классическая европейская музыка) Импрессионизм Экспрессионизм Футуризм Конкретная музыка Серийная музыка Постсерийная музыка Интуитивная музыка Минимальная музыка Classical Crossover Неоклассицизм Электронная европейская классическая музыка Арабская классическая музыка Нуба Каул Газал Тарана Фурудашт Мустазад
Техника игры на шанкобызе достаточно проста. Инструмент прижимают к зубам, рот при этом служит резонатором, и ударяя пальцами по крючку приводят язычок в состояние вибрации. Различная высота звука достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании.
В далеком при совершении шаманских обрядов баксы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.
Мастера-виртуозы, исполняющие на шанкобызе кюи, добавляли еще и горловые звуки, в результате чего получалось реальное трехголосие.