Музыка - самое таинственное из всех искусств. Она выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Не каждому дано понимать музыку, в сложных созвучиях искать отражение собственных переживаний. Однако, слушая музыку, каждый человек чувствует, что она говорит с ним и говорит о нем, и говорит что-то очень важное.Для меня музыка - это возможность уйти от суеты и неприятностей обыденной жизни. В связи с этим вспоминаю один эпизод из романа "Война и мир" Л. Толстого. Николай Ростов пришел домой после крупного проигрыша Долохову. Все, чем занимаются его домашние, кажется ему в этот момент нелепым и ненужным. Наташа собирается петь - и это вызывает его раздражение. Но вот заиграла музыка, "задрожала терция" - и раздражение исчезает, и даже проигрыш уже не волнует, и душу героя заливает волной огромное счастье. "Можно зарезать, украсть, и все-таки быть счастливым", - думает герой. Обратим внимание, что Л. Толстой не рассуждает, не анализирует музыку, а просто показывает, как она буквально переворачивает человеческую душу. По-моему, это очень верно, ведь музыка - это сильное эмоциональное воздействие. В рассказе А. П. Чехова "Скрипка Ротшильда" бедный еврей Ротшильд умудряется даже самую веселую мелодию играть так жалобно, что у слушающих наворачиваются на глаза слезы. В игре Ротшильда воплотилась вся его несчастная жизнь, и, значит, музыка - это душа человека.
Яр Булавин
«Сегодня мы, например, не очень высокого или даже низкого мнения о богословии и церковной культуре XVIII века или о философии эпохи Просвещения, но в кантатах, "Страстях" и прелюдиях Баха мы видим последний взлет христианской культуры».
[Г. Гессе. «Игра в Бисер»]
Вступление.
Иоганн Себастьян Бах, как Пушкин и Гюго в литературе, как Рембрандт и Микеланджело в живописи, как Тарковский и Эйзенштейн в кинематографе, как Мейерхольд и Станиславский в театре – был не просто великим композитором и выдающейся личностью. Иоганн Себастьян Бах – отдельная веха в истории музыки. Иоганн Себастьян Бах – гений, которого хватило бы на десяток других гениев, человек, который выступил в истории мировой музыки как целое течение, отдельное направление, новый этап. Если бы великий пожар уничтожил всю музыку на свете, но каким-то чудом пощадил сочинения Баха – можно было бы с уверенностью сказать, что музыка сохранена, ведь это был композитор, вобравший в себя и переосмысливший весь опыт европейской, а может быть, и мировой музыкальной культуры. Говоря сухим языком,
«Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко»
[А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 1. Истоки Баховского искусства.]
Далёкого от классической музыки человека может заинтересовать следующий факт: газета «The New York Times» поставила Баха на первое место среди десяти лучших композиторов всех времён и народов.