Происхождение хоровой музыки.- Словом «хор», которое произошло от греческого «choros» и латинского «chorus», что означает толпа, собрание, называют коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается значительно большим числом исполнителей.Давайте вспомним, какие бывают хоры, начнём с состава исполнителей. Детские, мужские, женские, смешанные — когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.)Правильно, а ещё какими бывают хоры? (Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.)Ребята, а как ещё называют одноголосие? (Унисон.) Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения создали русские певцы. Основную мелодию они расцвечивают разными подголосками, которые свободно варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё некоторые хоры поют с сопровождением и без сопровождения, я думаю, вы это заметили. Как называется пение без сопровождения? (Пение без сопровождения называется «а капелла».)О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хорошо знакомые нам хороводы — это самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то от этого неделимого корня хоровой музыки пошли два родственных начала: духовное и светское.Как вы думаете, ребята, откуда произошла хоровая музыка? (Наверное, как и песня, из жизни.) Она возникла там, где собирались люди для совместного труда и отдыха: сначала в народных хороводах, во время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках и просто в спокойной домашней обстановке хотелось помечтать, поговорить о жизни.Народная хоровая музыка, подобно народной одноголосной песне, произросла непосредственно из жизни, поэтому ее тематика, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, так же ярко и достоверно, как и все народное искусство.Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают особая мощь и слаженность звучания. В народном хоровом пении слышится шум суровых лесов, могучее течение великих рек — вся многогранная жизнь народа. Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».Слушание музыкального произведения: русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении Волжского русского народного хора им. П. М. Милославова.— Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучала сурово, серьёзно, медленно. Представляется этот высокий утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное, могучее звучание, которое задевает душу каждого человека.
Свиридов, Георгий Васильевич (1915-1998), Россия Георгий Васильевич Свиридов - русский, советский композитор и музыкальный деятель - родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии. Детство будущего композитора в родном городе. Его отец - родом из крестьянской семьи - работал на почте; во время революции 1917 был расстрелян. С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день. В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений. Самые значительные среди произведений Свиридова 40-х годов - его инструментальные ансамбли. За трио (1945) он был удостоен Государственной премии. Но тогда композитор еще не нашел собственной творческой темы. Новое, свое пришло как внезапное откровение, когда в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская". Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия. В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины. В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте. Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские песни" (на слова А. Блока) . Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души.
Из известного античного мифа о Гармонии, дочь бога войны Арея и богини любви и красоты Афродиты, мы узнаем, что Зевс выдал ее замуж за Кадма, легендарного основателя греческого города Фивы. На свадьбе Гармонии и Кадма присутствовали все боги. Они подарили Гармонии покрывало и ожерелье, которые изготовил Гефест. То, что Гармония является дочерью богини красоты и бога войны, очевидно, не случайность. В мифе отразилось представление о гармонии как порождение двух начал - красоты и борьбы, любви и войны.