"Вальсы Шопена можно сравнить с книгой, повествующей о судьбе автора, где лирические, шаловливые или драматические темы изображают различные состояния главного героя и переживаемые им чувства, а "внешние, танцевальные темы создают фон, обстановку действия."
Первый период составляют три вальса ( 13, 10, 14), написанные в 1829-1830 гг. в Варшаве. Они связаны с началом творческого пути Шопена, со становлением его композиторской индивидуальности. По своему содержанию они очень разные. "
"С 1838 года начинается третий период. Во всех вальсах этого периода, начиная с четвертого вальса, в разных вариантах развивается одна тема, уже ранее данная намеком в первом вальсе. Это тема - художник и общество, противопоставление богатого чувствами, развитого, глубокого внутреннего мира творца и пустого, бездумного и бездушного, ничего не переживающего и никому не сочувствующего общества - того мира, в котором живет творец. "
"В шестом вальсе автор пытается "притвориться" таким, как все, подчиниться общему фону, завуалировать свое "я". Еще одна такая попытка дана в седьмом вальсе, где сама "личная" авторская тема превращается в безличный фон."
По материалам книги: Изабелла Хитрик, "Лирический дневник Шопена", Книга для музыкантов и любителей музыки, Москва - Париж - Нью-Йорк: Изд-во "Третья волна", 2001.
Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора. (Нумерация вальсов связана с последовательностью опубликования их).
"Снегурочка" - опера Н.А. Римского-Корсакова. Либретто композитор написал сам, взяв за основу пьесу "Снегурочка" А.Н. Островского. Пролог иллюстрирует ночь в царстве царя Берендея. Появляется Весна-Красна, но Мороз и не думает отступать: с тех пор, как у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, Ярило-Солнце разозлилось и стало давать мало тепла. Мороз пообещать уйти из царства Берендея, но Весна не спешит вступать в свои права, так как боится за Снегурочку. Из леса появляется Мороз, который пришел, чтобы встретить Весну. Поговорив со Снегурочкой, они решают оставить ее под присмотром Лешего и просят оберегать ее от Леля - пастуха, песни которого так нравятся Снегурочке. Во время проводов Масленицы Снегурочка встречает Бобыля и Бобылиху, которые решают приютить её у себя. Действие первое. Вечер. Появляется Лель. Увидев его, Бобыль приглашает его переночевать и просит вместо того, чтобы петь песни для него, петь их Снегурочке. Лель соглашается, прося взамен цветок Снегурочки. Появляются девушки, которые начинают звать музыканта к себе, и он уходит к ним, играя на рожке. Снегурочка обижена. К ней подходит Купава и начинает рассказывать о скорой свадьбе с Мизгирем. Тут же со своими слугами появляется Мизгирь, принесший богатые дары в качестве выкупа невесты. После обряда жених увидел Снегурочку и тут же решил остаться с ней. Девушка уговаривает Мизгиря вернуться к своей невесте, но он непреклонен. Он просит Бобыля и Бобылиху прогнать Леля, так как видит в нем своего соперника. Народ осуждает Мизгиря, на что он оскорбляет свою бывшую невесту и признается Снегурочке в любви. Все уговаривают Купаву попросить о царя Берендея. Действие второе. Дворец царя Берендея. Купава врывается во дворец и со слезами на глазах жалуется на Мизгиря и Снегурочку. Царь, слышав о славе Снегурочки и сочувствуя горю Купавы, вызывает Мизгиря на суд, в результате которого его решено изгнать. Царь исполняет его последнюю которая заключается в том, чтобы посмотреть на Снегурочку еще раз. Увидев Снегурочку, царь поражается ее красотой. Он понял, из-за чего гневается Ярило-Солнце, и сказал, что Снегурочку получит в жены тот, кто до утра сумеет ее в себя влюбить. Народ говорит, что только Лель даровать Снегурочке это чувство, а Мизгирь просит отсрочить свое наказание, сказав, что у него получится влюбить девушку в себя. Действие третье. Лесная поляна. Жители водят хороводы и поют песни. Появляется Берендей и просит Леля спеть песню. Царю понравилась песня, и в награду он предлагает Лелю выбрать себе девушку. Он выбрал Купаву, а Снегурочка, вся в слезах, уходит в лес. Там ее встречает Мизгирь. Не добившись от девушки взаимности, он бросается на нее. Снегурочку Леший, которому Мороз наставил беречь ее. Снегурочка убегает в лес. Увидев там Купаву и Леля, она бросается к паре, называя Купаву разлучницей, на что Лель ей отвечает, что ему не нужна "детская любовь" и что Снегурочке следует поучиться любви у Купавы. Действие четвертое. Утро. Снегурочка умоляет свою мать Весну на прощанье даровать ей любить. Теперь, встретив Мизгиря, Снегурочка отвечает ему взаимностью и просит защитить от Солнца. Появляется Берендей. Сказав, что она согласна выйти за Мизгиря замуж, Снегурочку пронзает луч солнца. Осознав скорую гибель, она поет предсмертную арию. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Гнев Ярилы-Солнца прекратился.
Улетай на крыльях ветра. Ты в край родной, родная песня наша. Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою.
Улетай на крыльях ветра, Ты в край родной, родная песня наша. Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон. Там под говор моря, Дремлют горы в облаках. Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая. В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых.
Там, под знойным небом, Негой воздух полон. Там под говор моря, Дремлют горы в облаках.
Улетай на крыльях ветра, Ты в край родной, родная песня наша. Туда, где мы тебя свободно пели. Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон. Там под говор моря, Дремлют горы в облаках.
Улетай!
Улетай на крыльях ветра, Ты в край родной, родная песня наша. Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там так ярко, солнце светит, Родные горы светом заливая. В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых.
Фредерик Шопен Вальс до диез минор №7
"Вальсы Шопена можно сравнить с книгой, повествующей о судьбе автора, где лирические, шаловливые или драматические темы изображают различные состояния главного героя и переживаемые им чувства, а "внешние, танцевальные темы создают фон, обстановку действия."
Первый период составляют три вальса ( 13, 10, 14), написанные в 1829-1830 гг. в Варшаве. Они связаны с началом творческого пути Шопена, со становлением его композиторской индивидуальности. По своему содержанию они очень разные. "
"С 1838 года начинается третий период. Во всех вальсах этого периода, начиная с четвертого вальса, в разных вариантах развивается одна тема, уже ранее данная намеком в первом вальсе. Это тема - художник и общество, противопоставление богатого чувствами, развитого, глубокого внутреннего мира творца и пустого, бездумного и бездушного, ничего не переживающего и никому не сочувствующего общества - того мира, в котором живет творец. "
"В шестом вальсе автор пытается "притвориться" таким, как все, подчиниться общему фону, завуалировать свое "я". Еще одна такая попытка дана в седьмом вальсе, где сама "личная" авторская тема превращается в безличный фон."
По материалам книги: Изабелла Хитрик, "Лирический дневник Шопена", Книга для музыкантов и любителей музыки,
Москва - Париж - Нью-Йорк: Изд-во "Третья волна", 2001.
Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора. (Нумерация вальсов связана с последовательностью опубликования их).