Аборигены издревле поклонялись солнцу, дающему жизнь всему живому на земле. Они изображали солнце в образе небесного оленя или туго скрученной спирали. Одухотворение природы и поклонение ее животворящим силам во имя сохранения и продолжения рода человеческого привело древний народ Амура к созданию своеобразного орнаментального языка, эстетическая сила и мощь которого признана всем культурным миром.
Без традиций нет истинной национальной культуры, нет высокого искусства, нет и личности творца. В традициях, в творчестве многих поколений мастеров живут особенности переживания и восприятия мира, народное понимание жизни как высшей ценности. Художник-мастер является необходимым связующим звеном между и будущим своего народа.
Известные и признанные мастера старшего поколения из старинных национальных центров (с. Булава, с. Гвасюги, с. Арка) донесли до нас непреходящую и волнующую эстетику своего народа. Национальный ритуальный костюм и его атрибуты, текстильные и меховые ковры, богато орнаментированные, украшенные изящной вышивкой шелком и бисером, отражают праздничное мироощущение народов Приамурья. Вершиной амурского народного искусства является орнамент, в знаках и образах которого воплощены древнейшие представления о космосе, мире и человеке. Сакральный, тайный смысл орнамента для нас утрачен, но его высокая эстетика волнует и приобщает к духовным ценностям традиционной культуры.Высокий уровень народного искусства коренится в самой традиции, в ее устойчивых, отточенных многовековым развитием принципах. При переходе от традиционных форм творчества к профессиональному искусству, основой которого являются индивидуальные формы, на первый план выдвигается личная одаренность художника.
Лариса Бельды (с. Джари), Николай У (с. Джари), Илья Лиханов (с. Сикачи-Алян) живут, работают, растят детей на земле своих предков. Художники эти очень разные, но их объединяют любовь к своему народу, знание его истории и традиций. Каждый из художников творит свою легенду, сказ о своем маленьком, но древнем народе.
На сегодняшний день проблема преемственности в современном аборигенном искусстве наиболее актуальна. Не потерять эстетические и нравственные ценности, сконцентрированные в народном искусстве, утвердить их значимость — это значит жить и творить во времени.
Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.
Концерт №1 ми мажор Вестна
По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.
Сонет:
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».
Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro - часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла Весна Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.