(1685 – 1750)
иоганн себастьян бах – великий композитор, органист, клавесинист, последний великий представитель эпохи барокко. при жизни бах как композитор не получил заслуженного признания слушателей. аристократическому обществу не нравилась глубина и серьезность его произведений. баха называли скучным, «ученым» музыкантом. а церковь считала его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей: ведь церковная музыка должна была подавлять мысли и чувства человека, уводить его в какой-то иной, «неземной» мир. его ценили как органиста и знатока музыкальных инструментов, а после смерти композитора о нем забыли на несколько десятилетий. только в 1829 г. под композитора мендельсона было публично исполнено величайшее произведение баха «страсти по матфею». при жизни композитор смог напечатать лишь малую часть своих произведений, а спустя сто лет после кончины баха в германии было напечатано полное собрание его сочинений в 46 томах.
музыка баха тесно связана с культурой его родной страны. он ни разу не выезжал за пределы германии, но увлеченно изучал произведения не только , но и композиторов других стран. сейчас музыку баха знают во всем мире. до наших дней он продолжает быть учителем всех, кто занимается музыкой. его произведения входят в обязательный педагогический репертуар музыкальных школ, училищ, консерваторий. исполнение сочинений баха требует , внимания, и тогда станет возможным овладеть искусством исполнения полифонии.
Это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, тем, что именно от него отталкивались в своём творчестве русские музыканты. Например, Чайковский считал, что добетховенская музыка, исключая любимого им Моцарта, чужда восприятию современного человека. Бах и Гендель – сухая устаревшая музыкальная математика, Гайдн простоват и мелковат… а вот с Бетховена начинается настоящая, по мнению Чайковского, музыка. Такую точку зрения разделяло большинство русского культурного общества. Произведения Бетховена исполнялись в России много, существовала солидная традиция русской «бетховенианы». Это до революции. Вторая причина – уже следствие революции: идеологическая. Дело в том, что Бетховена любил тов. Ленин – и героическая составляющая творчества великого немецкого композитора, а также некоторые факты его биографии и некоторые особенности его характера были взяты на вооружение коммунистической пропагандой, в результате чего появился некий особый феномен – «советский Бетховен», этакий революционер, бунтарь и строитель «светлого будущего».