Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением.
Балет «Ромео и Джульетта» написан Прокофьевым в 1935— 1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссером С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова).
Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств, в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура «Ромео и Джульетты» была такой необычной, что потребовалось время для «вживания» в нее. Возникла даже ироническая поговорка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Лишь постепенно все это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к музыке35.
35 О том, насколько непривычной была для артистов музыка балета Прокофьева, рассказывает в своих воспоминаниях о композиторе Г. Уланова: «Вначале... нам было трудно создавать его (балет. — Р. Ш., Г. С), так как музыка казалась непонятной и неудобной. Но чем больше мы в нее вслушивались, чем больше мы работали, искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло ее понимание, постепенно она становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной» (Уланова Г. Автор любимых балетов. Цит. изд., с. 434).
Необычным прежде всего явился сюжет. Обращение к Шекс-пиру было смелым шагом советской хореографии, так как, по общепринятому мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских и драматургических тем невозможно средствами балета36. Шекспировская тема требует от композитора многогранной реалистической характеристики героев и их жизненного окружения, сосредоточения внимания на драматических и психологических сценах.
Прокофьевская музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом. Стремясь как можно больше приблизить балетный спектакль к его литературному первоисточнику, авторы либретто сохранили главные события и последовательность действия трагедии Шекспира. Сокращены лишь немногие сцены. Пять актов трагедии сгруппированы в три больших акта. Исходя из особенностей драматургии балета, авторы ввели, однако, некоторые новые сцены, позволяющие передать атмосферу действия и само действие в танце, в движении,— народное празднество во II акте, траурное шествие с телом Тибальда и другие.
Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт трагедии — столкновение светлой любви юных героев с родовой, враждой старшего поколения, характеризующей дикость средневекового уклада жизни (прежние балетные инсценировки «Ромео и Джульетты» и известная опера Гуно ограничиваются в основном изображением любовной линии трагедии). Прокофьев сумел также воплотить в музыке шекспировские контрасты трагического и комического, возвышенного и шутовского.
Хотя между песней и романсом есть много общего, поскольку романс, собственно, является одним из видов песни, между ними существуют и различия. В широком значении песня включает в себя всё, что поется, исполняется голосом. Конкретно романс зародился в средневековой Испании как альтернатива официальным латинским песнопениям и изначально представлял собой бытовую песню на испанском (он же – романский) языке. В Германии и романс, и песня назывались одним словом – das Lied. В Россию романс пришел из Франции и вскоре обрел свои особые, национальные черты: одно время он даже именовался «российской песней». И действительно, он очень близок русской душе, ее особому, тонкому складу.
Содержание песни может быть совершенно различным, и не всегда она имеет конкретного адресата. Романс отличается лирическим, любовным содержанием, причем поющий обращается к конкретному лицу. В романсе одинаково значимы и музыка, и слова, и манера исполнения, в то время как песня привлекает в первую очередь яркой ритмичной мелодией, а слова в ней не всегда важны (особенно если говорить о популярных эстрадных песнях). Чаще всего в песне есть припев – повторяющаяся часть, исполняемая в конце каждого куплета, иногда и не по одному разу. В романсе обычно припева нет вообще.
Песня, как правило, исполняется и одним певцом, и дуэтом, и квартетом, и хором – вариантов существует достаточно. Песни бывают как с инструментальным сопровождением (гитара, фортепиано и другие музыкальные инструменты), так и без него (а капелла). Романс исполняется чаще всего сольно под аккомпанемент одного музыкального инструмента, в большинстве случаев – фортепиано, и относится к жанру камерному, предназначенному для малого количества слушателей, ведь в нем выражаются глубоко личные чувства.
Яркая особенность романса – доверительная, но при этом не фамильярная манера обращения к слушателю. Романсу свойственна задушевная искренность. Он побуждает к сопереживанию, сочувствию, создает настроение мечтательной, томной, светлой грусти, легкой меланхолии. Романс может передавать и такие чувства, как отчаяние, даже ярость, но никогда – агрессию (в отличие от многих современных рок-песен).
Для романса обязателен незамысловатый сюжет (любовь, измена, первая встреча, разлука, одиночество, гибель возлюбленного), понятный каждому человеку, выраженный в доступной форме. Важна и предельно простая рифма (прекрасно – напрасно, речи – встречи, луна – полна, небеса – роса, люблю – утомлю). Сочетание слов должно быть несложным и при этом изящным. В романсе сочетаются галантность и благородство, искренность и глубина. Возможно, именно этим объясняется его непреходящая популярность у слушателей.