Базар на протяжении всей истории Ирана был своеобразным эпицентром городской жизни и важнейшим местом сообщения между людьми. Главные, постоянные базары в каждом городе строились вдоль основной дороги или улицы города. Иными словами, вдоль главных коммерческих путей сообщения возникали торговые, а порой и производственные предприятия, которые затем перерастали в базары.
В старину в крупных городах Ирана иногда строились базары специальной планировки, которые служили местом для купли-продажи и в некоторой степени сохранили свою традиционную структуру до наших дней. Наглядным примером является один из самых известных городских рынков Ирана, базар Вакиль в центре г. Шираза. Этот рынок был построен в 1766 г. по приказу Карим-хана Зенда и до сих пор является одним из главных центров экономической и социальной жизни Шираза. Рядом с базаром расположены исторические мечеть и баня Вакиль, о которых мы поговорим в следующих беседах.
Можно ли пожертвовать правами одного человека для защиты прав многих?
Большой вопрос, ответ на который найти невозможно.
Права человека – броня. Права человека защищают нас нам вести себя адекватно, и рассудить нас в трудную минуты.
Права человека во многом подобны природе, так как основаны на человеческом достоинстве и равенстве. Права человека определяют базовые нормы в общественной жизни. И нужно соблюдать их для того, чтобы жить с чувством достоинства.
Права человека при этом универсальны, так как все люди равны. Все цивилизации и мировые культуры поддерживают права человека. Права человека также ограничивают власть государства.
В данном случае поднят вопрос философский. Взять на себя ответственность за несоблюдение прав одного, но защиты прав многих, или соблюдение права одного, но не соблюдение прав многих.
Множество случаев, при которых принесение прав одного человека в жертву и защита прав многих людей, подразумевают наказание правителя или преступника. По крайней мере, у меня возникают такие ассоциации.
Поднятый выше вопрос напоминает вопрос Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею?» Раскольников пошел на преступление ради защиты прав многих.
И если ситуация, действительно, предполагает пожертвование прав преступников или злоупотребляющих властью правителей, то защита прав многих будет более гуманным поступком.