Агностицизм – это такой взгляд на мир, при котором я признаю, что в своей основе мир нельзя познать. Например, одни люди говорят, что есть бог. Бог есть то-то и то-то, например, бог создал весь мир и человека и т.д. Другие люди при этом говорят, что бога нет, его не существует, мир возник сам по себе и т.д. Агностик – приверженец агностицизма – отличается от этих людей тем, что он говорит: мы не можем наверняка узнать, есть ли бог или его нет. Агностицизм признает, что мы НЕ МОЖЕМ познать мир. Т.е. одни говорят, что что-то есть (например, бог), другие говорят, что чего-то нет, а агностик говорит, что мы не знаем и не можем узнать, есть ли это что-то или нет.
Агностик рассуждает так. Например, я вижу цветок. Это – ромашка, желтого цвета, определенной формы и размера. Я воспринимаю цвет с глаза и решаю, что ромашка – желтая. Что такое ощущение? Свет отражается от ромашки, попадает в мой глаз, и у меня возникает ощущение желтого цвета. Теперь вопрос: что я ощущаю? Если подумать, то у меня нет ничего, кроме ощущения, я не могу выйти за его пределы: ощущение ВСЕГДА находится между мною и ромашкой. Получается, что я ощущаю не ромашку, я ощущаю свое ощущение, вот и все. Цвет ромашки не существует сам по себе, поскольку он возникает только в моей голове. Если ромашку никто не ощущает, то у нее, следовательно, нет никакого цвета, точнее, мы не можем знать, какого она цвета. Некоторые животные не различают цвета, и для них все вещи – светло-серые и темно-серые. Какой будет казаться ромашка этим животным? Ну, светло-серой. Теперь вопрос: а какова ромашка сама по себе? Мы неизбежно придем к выводу, что сама по себе ромашка – неизвестно какая, мы не можем этого знать и никогда не узнаем. Таково рассуждение агностика. Мир существует только в голове того, кто его ощущает. Мы ощущаем свои ощущения, а не вещи, о которых мы ничего не можем сказать определенного.
Агностицизм как особое направление мысли возник 150 лет назад в Англии, хотя ход рассуждений, который я привел выше, был известен и раньше. Блестящий теоретик агностицизма – Джордж Беркли (см. Википедию), который говорил, например, что бытие (мир) – это или то, что ощущается, или тот, кто ощущает.
Смысл этого высказывания, которое приписывают Ж.-Ж. Руссо, состоит в следующем. Общество создается людьми естественным путем: люди объединяются, чтобы удовлетворять свои потребности в жилье, пище, безопасности и т.д. Когда человек существует один, он не сможет выжить: ни построить дом, ни добыть еду, ни вылечиться от болезни, потому что разнообразные потребности человека будут постоянно тянуть его в разные стороны, а его сил недостаточно для удовлетворения их всех. Люди объединяются. Один шьет одежду, другой строит дома, третий выращивает хлеб, и все они обмениваются результатами своего труда. Так создается общество.
Помимо потребностей у человека есть и пороки. Бывает, что некоторые люди склонны к воровству или к другим формам поведения, при которых они получали бы пользу от общества, не прилагая особого труда. Чтобы ограничить пороки, люди создают правила поведения, а также учреждают государство (Руссо говорил, что люди заключают общественный договор), которое следит за соблюдением правил поведения и карает за их несоблюдение.
Государство – это вынужденное зло (без человеческих пороков в нем было бы никакой необходимости), которое оплачивается обществом. Люди делятся частью своего труда для общих целей (это – налоги, которые мы платим) и отказываются от части своей свободы ради общей безопасности. Главная цель государства – под страхом наказания принуждать всех следовать общим правилам поведения.
Иногда люди забывают, зачем они учредили государство. Они перестают участвовать в общих интересах, пытаясь просто откупиться от них: мы платим налоги, вот и все что от нас нужно, а вы охраняйте наши общие интересы. Иногда и государство забывает, зачем оно учреждено, и, по словам Томаса Пейна, это – самое большое зло, которое может постичь общество: ведь государство, которое следит за соблюдением общих интересов, перестает ловить разбойников, и получается, что общество отдает свои доходы государству, в то время как разбойники по-прежнему избегают наказания, да и само государство превращается в паразита общества, и весь смысл общественного договора исчезает.
Агностик рассуждает так. Например, я вижу цветок. Это – ромашка, желтого цвета, определенной формы и размера. Я воспринимаю цвет с глаза и решаю, что ромашка – желтая. Что такое ощущение? Свет отражается от ромашки, попадает в мой глаз, и у меня возникает ощущение желтого цвета. Теперь вопрос: что я ощущаю? Если подумать, то у меня нет ничего, кроме ощущения, я не могу выйти за его пределы: ощущение ВСЕГДА находится между мною и ромашкой. Получается, что я ощущаю не ромашку, я ощущаю свое ощущение, вот и все. Цвет ромашки не существует сам по себе, поскольку он возникает только в моей голове. Если ромашку никто не ощущает, то у нее, следовательно, нет никакого цвета, точнее, мы не можем знать, какого она цвета. Некоторые животные не различают цвета, и для них все вещи – светло-серые и темно-серые. Какой будет казаться ромашка этим животным? Ну, светло-серой. Теперь вопрос: а какова ромашка сама по себе? Мы неизбежно придем к выводу, что сама по себе ромашка – неизвестно какая, мы не можем этого знать и никогда не узнаем. Таково рассуждение агностика. Мир существует только в голове того, кто его ощущает. Мы ощущаем свои ощущения, а не вещи, о которых мы ничего не можем сказать определенного.
Агностицизм как особое направление мысли возник 150 лет назад в Англии, хотя ход рассуждений, который я привел выше, был известен и раньше. Блестящий теоретик агностицизма – Джордж Беркли (см. Википедию), который говорил, например, что бытие (мир) – это или то, что ощущается, или тот, кто ощущает.