От животных. Скорее всего, от летучих мышей.
Коронавирусы – это обширная группа вирусов, поражающих широкий круг животных и человека. У человека коронавирусы были впервые открыты как возбудители банального ОРВИ, или «простуды». Открыли их ещё в 1980-х гг.
Большинство человеческих коронавирусов вызывают нетяжёлые симптомы простудного заболевания или гастроэнтерита («пищевого отравления»). То есть клиника коронавирусной инфекции чаще всего сводится к двум простым словам: «простудился» или «отравился». Многие из нас, возможно, болели коронавирусной инфекцией ни по одному разу в жизни и не подозревают от этом!
Но в 2002 году мир потрясла вспышка коронавирусного тяжёлого острого респираторного синдрома (ТОРС, англ. SARS) с клиникой быстроразвивающейся пневмонии, дыхательной и почечной недостаточности. Вспышка началась с китайского города Гуанчжоу (ничего не напоминает?) В 2015 году на Ближнем Востоке появился коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (БВРС, англ. MERS), а 2019 год «порадовал» новым штаммом коронавируса из Уханя. Клиника этих коронавирусных инфекций чем-то отдалённо похожа на крайне тяжёлый вариант ОРВИ (на тот же грипп).
Откуда они взялись? Давайте разбираться.
Геномный анализ показал, что человеческие коронавирусы (в том числе банальные «простудные» штаммы) очень близки к коронавирусам летучих мышей и, скорее всего, были «заимствованы» человеком у них сравнительно недавно (в историческом масштабе).
В дикой природе летучие мыши являются резервуаром коронавируса. Для них это такой же обычный вирус, как для нас риновирус, вызывающий банальный насморк, или герпесвирус первого типа, вызывающий «простуду на губе». Не исключено (хотя и не подтверждено на сто процентов), что все коронавирусы являются по происхождению «летучемышиными».
Многих удивляет факт перехода вируса от животных. Многим он кажется невероятным. Однако не стоит забывать, что вирусы эволюционируют быстро, так размножаются куда быстрее нас. Если нам для превращения из обезьяны в человека потребовались миллионы лет, то вирусу для аналогичного эволюционного пути потребуются лишь годы и десятки лет.
Например, все вирусы гриппа про происхождению являются птичьими. Резервуар гриппа – водоплавающие птицы. Оспу мы незадолго до нашей эры (с точной датировкой могу ошибаться) получили от верблюдов. А давайте пройдёмся по детским инфекциям? Коклюш мы получили от свиней. Корь от крупного рогатого скота. В начале нашей эры. Да и странно было бы, если бы эти болезни были всегда с нами. В маленьких первобытных человеческих обществах эти болезни не смогли бы поддерживать себя – они настолько заразны, что всё племя переболело бы почти сразу и приобрело бы иммунитет. Кое-кто бы при этом умер, что тоже затруднило бы путь вирусу...
Да! Говоря о животных вирусах, я ещё забыл о ВИЧ! Это исконно обезьяний вирус!
В общем, коронавирусы мы получили от животных. А тут есть закономерность: недавно «пришедшие» от животных патогены обычно вызывают тяжёлые инфекции. Почему так? Дело в том, что вирусу, по большому счёту, не надо нас убивать. Ему надо немножко поэксплуатировать наш организм, оставив его живым и по возможности активным – чтобы он (организм) мог, кашляя и чихая, бегать на учёбу и работу и заражать других. Уложить жертву в постель или убить – не лучшая эволюционная стратегия для вируса. Он так ограничит своё распространение.
А когда вирус перешёл на наш организм от животного, он не успел ещё к нам эволюционно «притереться» и при Поэтому он ещё не умеет «ограничивать» свой вред. И его «убойная сила» по отношению к человеку максимальна.
Именно поэтому так страшна чёрная оспа. Вирус-то не наш, а верблюжий! Поэтому так тяжёло болеть корью (прививайтесь и прививайте детей!) – вирус-то коровий! Поэтому грипп тяжелее обычной простуды – вирус-то птичий! Иногда свиной!
Поэтому высокоопасные коронавирусы – это просто штаммы, недавно перешедшие к нам от животных.
Метрологические условия
континентальный с малоснежной зимой и теплым с обильными осадками летом.
Характер погоды и метеорологический режим в зимний период определяется влиянием азиатского антициклона, летом – общим падением давления и активизацией циклонической деятельности. Среднегодовая температура воздуха составляет около -2,1 – -2,9°С. Зима холодная малоснежная. Самый холодный месяц – январь, а самый тёплый – июль. Устойчивый снежный покров образуется, как правило, в начале–середине ноября и к концу зимы достигает высоты 0,3–0,4 м.
Среднесуточная температура в январе -21,5 – -22,9°С (абсолютный минимум -50°С). Число дней со снежным покровом составляет в среднем около 150 – 60 дней.
В конце февраля или начале марта бывают непродолжительные оттепели с повышением температуры до +4°С. Продолжительность безморозного периода около 100 дней.
По утрам в долинах рек и вблизи водохранилища наблюдаются густые туманы. Средняя продолжительность туманов составляет около 5,8 часов. Более половины туманов отмечается в холодный период.
Лето тёплое с преобладанием ясной погоды. Среднесуточная температура в июле +15,7 – +17,7°С (абсолютный максимум +35°С). Осадков в течение года выпадает немного (430 – 600 мм), причём основная часть - в виде дождей; месяц больших осадков – июль.
Годовая величина осадков за год составляет в среднем 474 мм, а в отдельные годы колеблется от 330 до 620 мм.
Геологическое условия
Иркутск расположен в долине Ангары в приустьевой части ее притоков Иркута и Ушаковки, в пределах Иркутско-Черемховской равнины, являющейся частью Средне-Сибирского плоскогорья (абс. отм. 420-600 м). В структурно-тектоническом отношении территория находится в пределах Иркутской мезозойской впадины, заполненной отложениями юрской угленосной формации.
биологические условия
На территории г. Иркутска выделено несколько десятков типов почв, от горных тундровых до черноземных. Наиболее пригодными для сельского хозяйства являются черноземные, лугово-черноземные и аллювиально-луговые почвы, приуроченные к лесостепным районам. Таежные почвы имеют меньшую плодородность и повышенную кислотность. На данный момент наиболее плодородные почвы вовлечены в сельскохозяйственную деятельность. Серые лесные почвы используются под посевы зерновых культур.
Кадастровая оценка земель сельхозназначения – низкая.
В процессе эксплуатации почвенного покрова, который, начиная с перестроечного периода, не поддерживается на должном уровне мелиоративными работами, развились процессы его деградации, сократились площади наиболее ценных почв, уменьшился уровень плодородия всего почвенного покрова (водная, ветровая, овражная эрозия, потеря гумуса и уменьшение мощности его слоя, засоление и пр.).
Растительность тесно взаимодействует с абиотическими компонентами: водой, почвой, воздухом и участвует в поддержании равновесия всей геосистемы.
В структуре элементов природного комплекса растительность выполняет такие важные специфические для нее функции как санитарно-гигиенические, декоративно-планировочную и рекреационную, в итоге формируя экологическую среду для благоприятного проживания населения. Основным рекреационным компонентом растительности является лес, который представлен «зеленой зоной города», а в черте города – так называемыми «городскими лесами». Кроме лесов, обеспеченность жителей озелененными территориями дополняется компонентами «внутригородской системы озеленения». В целом, эти три составляющие формируют, так называемый «зеленый фонд города» или другого поселения людей.
К сожалению, на протяжении длительного периода не проводились исследовательские работы по изучению и оценке состояния растительности.
Гидрологические условия
В пределах территории города Иркутска и его ближайшего окружения (радиус 10 км) протекают две крупные реки – Ангара и ее левый приток Иркут, а также расположен приплотинный участок Иркутского водохранилища.
В р. Иркут в пределах границ города и его окружения впадают его правобережные притоки – реки Олха и Кая, в реку Ангару с левого берега – Вересовка и Мегет, с правого берега – Ушаковка.
и̥з̥ А̥м̥е̥р̥и̥к̥и̥ п̥р̥и̥е̥х̥а̥л̥ к̥ н̥а̥м̥ в̥ р̥о̥с̥и̥и̥ю̥