Развитие русского ремесла, как и повсюду в мире, шло прежде всего по линии углубления разделения тру-да. Так, уже очень рано специалисты по обработке ме-таллов отделились от металлургов, а в дальнейшем по-явились кузнецы, замочники (специалисты по холодной обработке металлов) , оружейники, ювелиры (златокуз-нецы) и пр. К XVI в. существовало 23 профессии метал-листов, производивших более 200 разнообразных предме-тов от иголки до пищального ствола. В XIV—XV вв. в кожевенно-сапожном производстве выделились кожевни-ки и сапожники, а позже — подошвенники, голенищники, . шорники и пр. Всего в городах Московского государства насчитывалось в конце XVI в. более 20 профессий Р. По данным писцовых книг, Р. составляли в это время до-25% населения городов. Среди городских Р. со временем становилось все боль-ше мастеров, обслуживавших быт горожан — изготовляв-ших одежду, обувь и пищевые продукты: портных-швецов (и более дробно — шубников, кафтанников, сарафанни-ков, шапочников, колпачников, карманников и пр.) , са-пожников (соответственно — голенищников, подошвенни-ков, каблучников) , хлебников, калачников, блинников, кисельников, мясников и пр. В XVI в. в городах Москов-ского государства только пищевики составляли до 15% всех Р. В дальнейшем их число еще более увеличилось, что является показателем качественной урбанизации быта, поскольку не только одежда, обувь и пр. , но и пища, делавшиеся первоначально дома, уже производились вне семьи.
ТрадицииНациональная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни. Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.