Преображенский собор, построенный в XIX веке, – один из главных памятников религиозного значения в Белгороде.
Ценителям и знатокам архитектуры собор известен, прежде всего, как образец русского классического стиля. Основное строение венчает самый крупный купол, по углам крыши на квадратных подстройках стоят еще четыре небольших золотых купола. Здание декорировано портиками с колоннами, пилястрами и барельефами.
Первая деревянная церковь в селе Воздвижения Честнаго Креста Господня была построена в 1686 году и около ста лет. После неё, в конце XVIII века, в Дарне действовала однопрестольная деревянная церковь Петра и Павла, сгоревшая в ночь с 25 на 26 марта 1893 года. Новый храм, по, сделанному безвозмездно, проекту архитектора Шервуда, был, в основном, закончен в 1895 году, хотя строительство продолжалось до 1900 года. К 1917 году в ансамбль входили: собственно церковь, церковно-приходская школа, деревянная церковь Петра и Павла, церковная ограда с воротами и калитками, дома церковнослужителей и церковный кирпичный завод.
При советской власти, в 1930-х годах, церковь закрыли, здание использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем — как склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной войны в колокольню попали немецкие снаряды и полностью её разрушили. В 1991 году храм возвращён церкви, до 2010 года, под руководством архитектора Марины Горячевой была произведена реставрация здания, затем, по 2013 год, шло восстановление внутреннего убранства храма (руководитель — Елена Дорофеева).
Средний период В начале этого периода стали изготовляться огромные каменные изваяния, которые впоследствии привлекли к маленькому тихоокеанскому островку внимание всего мира. В эту эпоху основным стремлением и фанатической страстью пасхальцев стало вытесывание исполинских изображений предков, которые водружались на поднятых над уровнем земли родовых гробницах.Изваяния Среднего периода отличаются чрезвычайно длинными, отвислыми ушами, возрождающими в памяти легендарных «длинноухих», которые, по словам пасхальцев, создавали эти статуи, пока не были почти поголовно сожжены в уже упомянутом оборонительном рву во время войны с «короткоухими». Сейчас на острове живет лишь один род, члены которого считают себя прямыми потомками «длинноухих»,— это род Атанов. Их происхождение подтверждают все островитяне, а также генеалогические исследования Энглерта работы «длинноухих» скульпторов были сокровенной родовой тайной, которая передавалась от отца к сыну на протяжении двенадцати поколений. Благодаря хорошим, дружественным отношениям нашей экспедиции с пасхальцами секрет был нам открыт. Он подвергся проверке в практических экспериментах. По указаниям старшего из братьев Атанов была изваяна, перевезена и установлена на пьедестал одна статуя. Археологические исследования в сочетании с рассказами пасхальцев и нашими опытами позволили воссоздать методы работы ваятелей Среднего периода.Статуи вытесывали прямо на склонах кратера с грубо изготовленных рубил из твердого андезита; для облегчения работы породу поливали водой из сушеных тыкв. Под рыхлым, выветренным поверхностным слоем порода была очень твердой, и для изготовления статуи средней величины требовалось около года. В каменоломнях обрабатывались мельчайшие детали лица, рук, тела скульптуры вплоть до полировки ушных украшений и длинных изысканных ногтей. Но спина оставалась незавершенной до последнего момента и соединялась с каменным ложем наподобие киля.Наконец, отделив спину, великана с катков и канатов спускали вниз по крутому склону. При этом часто приходилось преодолевать обрывистые террасы и ниши, возникшие в результате предыдущих работ. Статую временно устанавливали где-нибудь у подножия вулкана. Для этого в накопившемся слое щебня из каменоломен вырывали уступ или яму, куда ставили ногами статую, поддерживая ее канатами в вертикальном положении. Теперь скульпторы впервые могли приступить к обработке спины. Ее обтесывали и полировали так же тщательно, как остальные части фигуры. Спереди статую не украшали никакими узорами: просто торс. Зато на спину часто наносили рельефные символы — дугу, напоминающую радугу, одно или два кольца.Предание говорит, что пасхальских скульпторов, первооткрывателей острова, называли ханау-эпе — «длинноухие» — за их обычай удлинять мочки ушей, подвешивая к ним большие диски. Предков теперешнего населения в отличие от них называли ханау-момоко — «короткоухие».На протяжении карау-карау, то есть двухсот лет, «короткоухие» смиренно трудились на «длинноухих», участвуя в строительстве огромных сооружений. Появились большие аху; из каменоломен Рано Рараку на могилы, принадлежавшие преимущественно «длинноухим», доставляли псе более крупные изваяния. Хотя между двумя народами происходили смешанные браки, всего лишь шесть из многих сотен скульптур на аху — с короткими ушами, у всех остальных мочки удлинены: они явно изображают «длинноухих».Далее предание говорит, что двухвековой период мирного сотрудничества кончился, когда «длинноухие» заставили «короткоухих» очистить весь полуостров Поике на востоке от камней. Работа была уже завершена, и Поике в отличие от всего острова, черного от обломков лавы, сплошь покрылся зеленой травой, тогда «короткоухим» приказали точно так же очистить остальную поверхность острова. Но тут пришел конец их долготерпению. Все их племя, объединившись, восстало и загнало «длинноухих» на полуостров Поике, где те укрылись за длинным оборонительным рвом, который они наполнили хворостом, чтобы можно было зажечь костер, если «короткоухие» пойдут в атаку.Предательство, совершенное старухой из племени «короткоухих», которая была замужем за одним из «длинноухих», позволило отряду «короткоухих» обойти ров, в то время как другие имитировали атаку с фронта. Пока «длинноухие» поджигали оборонительный костер, на них неожиданно напали с тыла и всех сбросили в огонь. Из взрослых мужчин пощадили только одного, Оророину; ему было разрешено продолжать род «длинноухих».Если верить преданию, это произошло двенадцать поколений тому назад; специалисты по генеалогиям считают, что это должно было быть около 1680 года. Имена потомков Оророины сохранились до наших дней, вплоть до уже упомянутой ныне живущей семья Атанов, которых пасхальцы считают единственными происходящими по прямой мужской линии от столь могущественного прежде народа «длинноухих».