Многие церковные праздники отмечают ныне как верующие, так и неверующие люди. Как для первых, так и для вторых, праздники эти представляются только лишь христианскими, ибо в народном сознании они четко ассоциируются именно с распространенной сегодня конфессией. На самом же деле, большинство современных религиозных праздников, подчас с точным совпадением дат, проистекают из более древних языческих празднеств.
В далекие времена, еще задолго до появления христианства, у всех народов Земли праздники были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, итп. Лишь позже, чтобы укрепить в народном сознании переход к христианскому пониманию праздников, церковь использовала уже давно полюбившиеся людям языческие праздники, но вкладывала в них новое содержание.
Вкратце напомним, что православное летосчисление ведется по юлианскому календарю, и потому отстает от нынешнего григорианского на 13 дней. В 354 году христианская церковь официально установила празднование рождества Христова на зимнее солнцестояние. В этот день в Риме широко отмечалось рождение солнечного бога Митры, в Греции - бога Диониса, в Египте - Осириса, в Аравии - Дусара. На Руси этот праздник называли "зимний коловорот" или "день рождения солнца", так как именно с этого момента солнце начинает "расти": день становится длиннее, а ночь короче. Тем самым, в понимании церкви, рождество Христово символически должно было олицетворять рождение солнца, которое несет жизнь Земле.
Показательно, что в христианской теологии Христа именовали как "солнце Мира" и "солнце Правды". А в 15 веке в Европе даже была попытка переименовать все известные небесные светила библейскими именами: планеты, носящие названия римских языческих богов, предлагали назвать в честь христианских святых апостолов, Луну - Иоанном Крестителем, Землю - девой Марией, а собственно солнце предлагали назвать Иисусом Христом. Однако, в этом историческом курьезе явно заметен мистический символизм: Земля - это мать, а сам бог - как солнце, дарящее жизнь.
Сразу после зимнего солнцестояния у римлян идут "календы". В это же время на Руси древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - Святки. В Белоруссии и на Украине до сих пор святочную неделю называют "Коляда". В эти дни идут пиршества, увеселения, гадания, хождение ряженых, колядование. Аналогичное римским "календам" русское название "колядки" происходят из общего санскритского корня, где "кол" означает солнце или круг. Известно, что "круглое" имеет в русском языке корень "кол": колесо, кольцо, колобок, колодец, колокол, коловорот (солнцеворот). Например, у индийцев (по нынешний день) "Koleda" почитается за божество празднеств и так же называются некоторые обряды, а слово "koledovat" на языке хинди означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками (!). Наконец, от этого же слова произошло в дальнейшем и "колдовство".
Далее шел праздник проводов зимы - Масленица (правда, ныне дата Масленицы "кочует", так как сразу после нее начинается великий 40-дневный пост: здесь уже есть некая привязка к христианскому календарю). Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные калеса, жгли костры - все это символизировало весеннее солнце (Ярило), набирающее силу. На Масленицу молодожены каталиcь по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех - по повериям древних славянян, их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследует и весь масленичный ритуал - обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивают проводы Масленицы - соломенной куклы в женском костюме, символизирующую Мару-Марену, богиню зимы и стужи, которою сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым: это символично тому, как происходит в природе - из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).
В 325 году, на первом вселенском соборе, был установлен порядок празднования пасхи. Воскресение Христово в природном символизме означает вечно возрождающуюся жизнь: когда после долгой зимы появляется первая зелень. Из истории известно, что умирающие и воскресающие боги были у древних греков, египтян и финикийцев - и все они так же воскресали, многие именно весной. Например, в соответствующий праздник египтяне встречали друг друга словами: "Осирис воскрес!". Отсюда и было заимствовано первыми христианами это известное приветствие. Так же именно из древних языческих поверий вошла в пасхальные обычаи традиция красить яйца. В культуре множества народов яйцо символизировало тайну рождения жизни.
Объяснение:
Список животных, занесенных в Красную книгу Тюменской области.
Животные:
- Млекопитающие
- Насекомоядные
- Обыкновенный еж
- Грызуны
- Заяц-русак
- Западносибирский речной бобр
- Большой тушканчик
- Джунгарский хомячок
- Хищные
- Корсак
- Европейская норка
- Парнокопытные
- Северный олень
- Птицы
- Веслоногие
- Кудрявый пеликан
- Аистообразные
- Черный аист
- Большая белая цапля
- Малая выпь, или волчок
- Фламингообразные
- Розовый фламинго
- Гусеобразные
- Малый лебедь
- Красноносый нырок
- Белоглазый нырок
- Савка
- Турпан
- Соколообразные
- Скопа
- Степной орел
- Большой подорлик
- Беркут
- Орлан-белохвост
- Змееяд
- Степной лунь
- Луговой лунь
- Балобан
- Сапсан
- Курообразные
- Серая куропатка
- Журавлеобразные
- Стерх
- Черный журавль
- Журавль-красавка
- Ржанкообразные
- Ходулочник
- Шилоклювка
- Кулик-сорока
- Тонкоклювый кроншнеп
- Большой кроншнеп
- Степная тиркушка
- Белая чайка
- Малая крачка
- Совообразные
- Филин
- Сплюшка
- Серая неясыть, или обыкновенная неясыть
- Воробьеобразные
- Усатая синица
- Вертлявая камышевка
- Серый сорокопут
- Земноводные
- Бесхвостые
- Травяная лягушка
- Обыкновенная чесночница
- Пресмыкающиеся
- Чешуйчатые
- Веретеница ломкая
- Уж обыкновенный
- Медянка
- Костные рыбы
- Осетрообразные
- Сибирский осетр
- Лососеобразные
- Обыкновенный таймень
- Нельма
- Паукообразные
- Пауки
- Тарантул южнорусский
- Насекомые
- Стрекозы
- Дедка желтоногий
- Стрекоза решетчатая
- Красотка-девушка
- Равнокрылые
- Горная цикада
- Зеленая цикада
- Жесткокрылые
- Красотел пахучий
- Жужелица Щеглова
- Жужелица Эстрейхера
- Жужелица-меандр
- Головач бороздчатый
- Щелкун краснобрюхий
- Щелкун рыжеватый
- Щелкун крестовый
- Медляк степной
- Усач-плотник
- Стенокорис европейский
- Усач Келера
- Усач мускусный
- Усач-хлорофорус Гербста
- Клит ивовый лунчатый
- Клит европейско-уральский
- Травянистый большой глазчатый усач
- Травянистый черногрудый усач
- Травянистый округлый усач
- Желтушный усач
- Листоед адонисовый
- Перепончатокрылые
- Сколия мохнатая
- Сколия Шренка
- Оса четырехпоясная
- Ручейники
- Ручейник бабочковидный
- Чешуекрылые
- Тонкопряд вересковый
- Малая павлиноглазка
- Шмелевидка жимолостная
- Шмелевидка скабиозовая
- Бражник молочайный
- Пяденица красноватая
- Пяденица подобная
- Пяденица манчжурская
- Пяденица стреловидная
- Пяденица песчанистая
- Пяденица полосатая
- Пяденица зубчатая
- Пяденица лунчатая
- Сиреневая пяденица
- Крылохвостка бузинная
- Пяденица пришлая
- Пяденица коричневополосая
- Серпокрылка крюковидная
- Шелкопряд молочайный
- Шерстолапка лунная
- Волнянка L-черное
- Совка белопятнистая
- Совка желтопятнистая
- Совка пятнистая темная
- Совка скромновидная
- Металловидка Зосима
- Совка бурая вязовая
- Совка плоскотелая большая
- Совка пышная
- Совка земляная зеленая
- Медведица-хозяйка
- Толстоголовка луговая
- Парусник Подалирий
- Аполлон обыкновенный
- Аполлон черный
- Желтушка золотистая
- Желтушка Аврора
- Желтушка ракитниковая
- Углокрыльница эль-белое
- Адмирал
- Шашечница бореальная
- Перламутровка Ниоба
- Перламутровка зеленоватая
- Перламутровка Дафна
- Перламутровка Оскар
- Краеглазка каменистая
- Бархатница люпиновая
- Чернушка Циклопа
- Чернушка медуза
- Бархатница Статилин
- Энеис Тарпея
- Кружевница русская
- Кружевница Галатея
- Голубянка Фривальдского
- Многоглазка бурая
- Пятнистокрылка черноватая
- Голубянка Арион
- Голубянка гераниевая
- Голубянка зеленоватая
- Голубянка Буадюваля
Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне — три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».
В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры — деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка — свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой — женский, «бабий» промысел — изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления из делий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.