Механизм работы наших глаз имеет двойственный характер. Ретина содержит два типа совершенно непохожих друг на друга светочувствительных клеток: 100 миллионов палочек, позволяющих нам видеть ночью, и 6,5 миллиона колбочек, которые мы используем только при освещении, по крайней мере такой интенсивности, какая бывает на земле, залитой лунным светом. Благодаря искусной работе этих двух типов клеток мы получаем зрительную информацию при изменениях освещенности в миллиард раз — от слепящего блеска белых облаков в лучах тропического полуденного Солнца, которые можно видеть под крылом самолета, до полутьмы тенистых тропинок в лесу между деревьями, освещенных лишь безлунным ночным небом. Только в одной части сетчатки человеческого глаза совсем нет палочек, а есть лишь колбочки. Это именно та область, на которую мы автоматически переносим изображение заинтересовавшего нас предмета, чтобы глаз мог лучше различить отдельные детали. Ночью, когда колбочки получают слишком мало света, чтобы сообщить о нем мозгу, эта область напоминает маленькое черное облачко, о существовании которого многие и не знают. Деревенские жители, привыкшие обычно ходить в темноте без какого-либо искусственного освещения, уже в раннем возрасте умеют использовать ночное зрение. В звездную безлунную ночь достаточно прямо посмотреть на любой предмет, чтобы он тут же исчез из поля зрения. Но опыт нам, используя более чувствительные палочки, расположенные в периферической части ретины, видеть гораздо больше. Кольцеобразная зона ретины, окружающая центр дневного зрения, позволяет человеку различать резкие очертания кустов и деревьев, крупных камней и других препятствий или даже пересекающего дорогу полосатого скунса. Лучше всего мы сможем вовремя заметить какие-то важные особенности зрительного мира, если не будем разглядывать их в упор. Мы гораздо лучше при к деятельности в темноте, чем это можно было бы предположить, судя по нашим привычкам. Глаза у нас большие — действительно большие, и не только по отношению к размерам тела. Помимо очень чувствительных палочек, они снабжены радужной оболочкой, которая в темноте быстро раздвигается, пока расположенный в центре ее зрачок не увеличится в диаметре до 8 миллиметров.
Минуло 70 лет с тех пор, как закончились страшные годы Великой Отечественной войны. Победа была достигнута объединенными усилиями фронта и тыла, снабжавшего войска всем необходимым. Самарская область (в то время называвшаяся Куйбышевской) не осталась в стороне и внесла свой вклад в достижение великой цели. Драматические события, свидетелем которых являлась страна в военные годы, можно проследить через статистические показатели экономического и социально-культурного состояния нашего региона.

Промышленность
С началом войны началась огромная работа по эвакуации стратегически важных предприятий вглубь страны. Так Куйбышевская область стала важным промышленным центром, предприятия, ранее выпускавшие мирную продукцию, переходили на производство боевой техники и оружия.
Осенью 1941 г. на Безымянке начал производство боевых самолетов авиационный завод (ныне ОАО «Авиакор-Авиационный завод»), созданный на базе эвакуированных Воронежского и Московского авиационных заводов. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности выросла в 4 раза, то в Поволжье – в 5 раз. Куйбышевские авиастроители произвели и отправили на фронт 36163 самолетов-штурмовиков, а также 4996 усовершенствованных штурмовиков ИЛ-10.
Завод им. М.В. Фрунзе (ныне ОАО «Моторостроитель»), также эвакуированный из Москвы, уже в мае 1942 г. заметно увеличил выпуск моторов АМ-38 по сравнению с количеством, выпускаемым прежде на московской площадке.
Самый эмоциональный и выразительный памятник Самары расположен на площади Чапаева, перед зданием драмтеатра. Скульптурная композиция изображает группу солдат во главе с Василием Ивановичем Чапаевым. Памятник был установлен в ноябре 1932 года, в день празднования пятнадцатилетия Октябрьской революции. Авторами самого крупного в стране (на тот момент) монумента стали архитектор И.Лангбард и скульптор М.Манизер. Высота 12-тонного памятника составляет более десяти метров, а размеры основания - 17 на 22 метра. Монумент установлен на месте захоронения двенадцати красногвардейцев.
В создании скульптуры принимал участия сын В.И. Чапаева. Имея внешнее сходство с отцом, Александр Васильевич позировал Манизеру при создании скульптуры полководца. Многофигурная композиция включает восемь человек: Чапаев с шашкой на коне, крестьянин-партизан, боец-башкир, матрос с пулемётом, женщина с винтовкой, солдат, татарин с разорванной рубахой и комиссар.
володушка многожильчатая , солнечник узколистый