Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку — опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище — Петербург — ему хотелось сделать похожим на Амстердам.
Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.
Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены иностранные архитекторы быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.
Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений — дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.
Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.
Объяснение:
1973 год, призванная защищать вход в Неву.
Петропа́вловская кре́пость (официальное название Санкт-Петербургская, в 1914—1917 — Петроградская крепость) — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Санкт-Питер-Бурх, заложена 16 (27) мая 1703 по плану Петра I: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х гг. XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом.
В проектировании Петропавловской крепости немалая роль принадлежит Петру I. Контуры крепости определились естественными очертаниями берегов Заячьего острова. Она получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный фронтальный и фланкирующий артиллерийский обстрел подступов к крепости.
За строительством наблюдали сподвижники Петра I - А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Н. М. Зотов, Ю. Ю. Трубецкой, К. А. Нарышкин. Их именами были названы крепостные бастионы. Один из бастионов назван в честь Петра I Государевым.
Бастионы соединяются между собой стенами - куртинами. Их, как и бастионов, шесть: Петровская, Невская, Екатерининская, Васильевская, Никольская, Кронверкская.
Сохранился чертеж, находившийся в коллекции Петра I. На нем изображен план Заячьего острова с намеченным на нем контуром крепости. Остров был небольшим - длиной около 750 метров и шириной около 360 метров. Чтобы увеличить его размеры, были созданы искусственные насыпные участки.
Строительство крепости велось во время боевых дей ствий со шведами. Шведский генерал Майдель 24 июля 1704 года доносил в Стокгольм: "Петербург очень хорошо основан и укреплен, его положение таково, что он может стать одновременно сильной крепостью и процветающим торговым городом. Если царь сохранит его в течение нескольких лет, то сила на море станет значи тельной".
В 1704 году, когда шведский отряд в 8000 человек и эскадра в составе 12 судов подошли к Петербургу и Кроншлоту, русские войска без особых потерь отбили противника. Был он отброшен со значительным уроном и на следующий год при попытке шведов снова овладеть городом и крепостью.
Однако земляная крепость не могла быть постоянным и надежным фортификационным сооружением. Когда Россия создала на Балтике свой флот, а граница на западе отодвинулась за Нарву, можно было, не опасаясь неожиданного нападения со стороны шведов, приступить к строительству более мощной, каменной крепости.
Перестройка Петропавловской крепости в каменную была начата 30 мая 1706 года и продолжалась с перерывами до 1740 года. Разрушение земляной крепости и возведение на новом свайном основании (под каменные стены крепости было забито около 40000 свай) стен из кирпича и камня производились постепенно, на небольших участках, чтобы крепость не потеряла оборонительной
На строительстве крепости преобладал ручной труд, но на более сложных работах - гидротехнических - применяли копры, водоливные машины с конной тягой и многое другое. Велись большие земляные работы. Их объем был равен почти 250 000 кубических метров. Газета "Ведомости" осенью 1703 года сообщала, что в крепости трудятся 20 000 подкопщиков. Строительные материалы подвозили на специальных судах. В 1709 году в распоряжении коменданта крепости Брюса было 205 таких судов и 7623 грузчика.
Исполнителем воли Петра I по строительству каменной крепости стал архитектор Доменико Трезини.