Прочитайте тексты и определите, к каким функциональным сти-лям они принадлежат. докажите принадлежность их к данному стилю, примеры. определите изложения информации в текстах, характер лекси-ки (например, общеупотребительная, термины, разговорная, фразеологизмы и т.д.); особенности синтаксиса (виды предложений). приводя примеры из этих раз-делов языка, тексты можно не переписывать.
i. научиться слышать голоса природы и – значит раздвинуть границы собственной жизни вглубь и вширь, в и в будущее, ощутить связь времен и, кроме того, приобщиться к подлинному бессмертию, в котором нет ничего ни ил-люзорного, ни мистического. ощущение связи времён – великая нравственная, творческая, никогда не иссякаемая сила. она не утешает человека иллюзиями, она дает ему не слепую веру, а мужественную, неустрашимую уверенность в том, что от него самого зависит не исчезнуть бесследно, а остаться жить на земле. бороздой, проложенной в поле, строкой, написанной в книге, в построенном им доме или в сложенной им песне, в детях, которых он родил и воспитал. в тепле, добытом им из-под земли, или в тепле дружеского участия в судьбах тех, кто в этом нуждается.
и если он помнит и чтит тех, кто до него пахал поле, складывал песни, писал книги, строил дома, воспитывал и учил детей, давал людям тепло, кормил их хле-бом, если он помнит и чтит надежды, горе, счастье, искания, труды, борьбу про-шедших поколений, если они для него не умерли, а живы в его памяти, значит, и бу-дущие поколения тоже не забудут его, и он обретет бессмертие не в боге, а в живой народной памяти.
(по с. львову)
ii. язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
мы остановились у одного оконца – колодца и напились воды.
– родник! – сказал лесник. – должно, волга тоже начинается из такого окон-ца?
– да, должно быть, – согласился я.
– я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и сму-щенно усмехнулся.
– и вот, скажи на милость! бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. вы, говорят, вроде книги пишите?
– да, пишу.
– а я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение.
– а какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.
– да вот этот самый «родник». надо думать, получилось оно от того, что вода зарождается. родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку – землю, через всю родину, кормит народ. вы глядите, как это складно выходит – родник, родина, народ.
(по к. паустовскому
Как было:
1. Спишите отрывки из басен И. А. Крылова, верно употребляя не.
I. 1) (Не) за себя я вихрей оп.. саюсь; хоть я и гнусь, но (не) ломаюсь... 2)Случается (не) редко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только дог.. да (т, ть) ся за дело просто взя (т, ть) ся. 3) К (не) счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, (не) вежда про неё свой толк всё к худу клонит... 4) Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: (не) видит добрых он, куда ни обернётся, а первый сам ни с кем (не) уживётся. 5) (Не) вежи судят точно так: в чём толку (не) поймут, то всё у них пустяк. 6) Кто знатен и силён, да (не) умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он.