После шипящих под ударением в суффиксах пишется О в соответствии с произношением (если слышится О, без ударения – Е:
1) у существительных.
Например, под ударением – мешок, пирожок, бережок, половичок, пушок, деньжонки. И без ударения – грибочек, ножечек, цветочек, реченька, ноженька.
2) у прилагательных в суффиксах -ов-, -ев-.
Например, под ударением – ежовый, парчовый, но без ударения – вещевой, биржевой.
3) у притяжательных прилагательных:
Например, Кузьмичов (сапог).
4) в суффиксе -он- у кратких прилагательных мужского рода (с беглым о), а также в родительном падеже множественного числа у существительных женского рода.
Например, смешон, княжон (с ударением); но: важен, грешен, нужен (без ударения);
4) у наречий.
Например, под ударением – горячо, общо, свежо, но без ударения – неуклюже, жгуче.
Исключения из правила: ещё.
Правило 2
После шипящих под ударением пишется Е(Ё), хотя произносится О:
1) у глаголов в суффиксе -ёвыва-.
Например, выкорчёвывать, перекочёвывать, пережёвывать.
2) у страдательных причастий времени в суффиксе -ённ- (-ён- в краткой форме).
Например, в полной форме – искажённый, возмущённый, прокажённый, взбешённый, огорчённый. В краткой форме – заряжён, огорчён, возмущён.
3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь
Например, гружёный, копчёный, бережёный.
4) у существительных, причастий и прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь
Например: сгущёнка, тушёнка, удручённость. При этом следует отличать существительные, подчиняющиеся данному правилу, от существительных, образованных от прилагательных с суффиксами -oв-, -ев-. Например, ножовка, поножовщина.
5) в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр-
Например, дирижёр, коммивояжёр, монтажёр, стажёр, а также образованное по аналогии русское слово ухажёр.
"Горе от ума" названо комедией, но комизм в ней создается не искусственными ситуациями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого.
В этом произведении с удивительным мастерством раскрыта подлинная сущность общества ничтожных, жалких людей, которые живут по уже давно изжившим себя, безнравственным правилам. Все их стремления направлены только на обогащение, приобретение чинов и других личных благ, на распространение сплетен, унижение человеческого достоинства других людей, уничтожение любого светлого порыва, всего разумного и нового.
"Горе от ума" полностью разрушило установленное разделение жанров. Это произведение не являлось ни бытовой комедией, ни комедией, основанной лишь на любовной интриге. Здесь органически соединились и общественная сатира, и комедия характеров и нравов, и психологическая драма. В. Г. Белинский так определил своеобразие произведения Грибоедова:
"Комедия, по моему мнению, есть такая же драма, как и то, что обыкновенно называется трагедиею, ее предмет есть представление жизни в противоречии с идеею жизни, ее элемент есть не невинное остроумие, которое добродушно издевается над всем из одного желания позубоскалить, нет: ее элемент есть тот же желчный гумор, это грозное негодование, которое не улыбается шутливо, а хохочет яростно, которое преследует ничтожество и эгоизм не эпиграммами, а сарказмами".
На жанровое своеобразие "Горя от ума" указывал и А. И. Гончаров, который видел в произведении и "картину нравов", и "галерею живых типов", и "вечно жгучую сатиру", а вместе с тем и "блестящую комедию".
Новаторство Грибоедова проявилось также в неисчерпаемом богатстве яркого сатирического языка комедии, в котором широко используются все оттенки живой разговорной речи. При этом речевые характеристики героев наиболее точно и полно отражают их внутреннюю сущность, выявляют все их низменные, пошлые стороны.
Как талантливый историк, художник и психолог Грибоедов сумел раскрыть все типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт той эпохи: противостояние умного, честного, свободолюбивого человека всем порокам общества. Он стремился в частном, единичном раскрыть общее, присущее всему времени и всему обществу.
В сценах из жизни небольшой группы людей, собравшейся в доме Фамусова, отражаются типичные черты всего дворянского круга. А в характере и судьбе одного передового мыслящего молодого человека — Чацкого — характер и судьба всего поколения свободолюбивой молодежи. При этом отраженный в комедии конфликт проявляется в резких столкновениях, постоянной, все усиливающейся борьбе.
Автор соблюдает некоторые традиции русской комедии XVIII — начала XIX веков, а именно три знаменитых единства: действие совершается в течение одних суток, в одном месте, вокруг одного главного героя. Однако при этом он показывает, насколько реалистичной может быть комедия, даже классическая, если она воссоздает правду жизни.
В отличие от традиционной в те времена комедии, в которой всегда в финале наказывался порок и награждалась добродетель, Грибоедов не дал определенной нравоучительной концовки, отказавшись от всего, что мешало развитию русской литературы.
А. С. Грибоедов создал удивительное произведение, поражающее своей остротой, типичностью обличительных образов, жизненностью и правдивостью воссозданных ситуаций, неисчерпаемым богатством яркого сатирического языка. Время, в которое была написана комедия "Горе от ума", далеко от нас, но смелая борьба патриота-новатора Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке вызывает живой интерес читателей и в наши дни.
Потому что не ужилась с прогрессом