Спряжение - это одна из грамматических категорий глагола, которая определяет его изменение по числам и лицам. Вопрос о спряжении глаголов является одним из самых затруднительных при изучении русского языка. Однако разобраться в этой теме надо, иначе ошибок в письме не избежать. 1 Для того чтобы определить спряжение глагола, необходимо прежде всего понять, является ли его окончание ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят». 2 Если глагол не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие глаголы: брить, стелить, зыбиться и зиждиться. 3 Ко второму спряжению также относится ряд глаголов с окончанием на –еть и на -ать : смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот список необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения. 4 Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во множественном - по образцу второго. Обратите внимание: 1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу
Данное стихотворение Лермонтова построено как предсмертный монолог лирического героя, обращенный, по-видимому, к его боевому товарищу. В личности лирического героя прослеживаются черты народного характера: А если спросит кто-нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был, Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю. Лирический герой верен своему патриотическому долгу: его любовь к родине сказывается в приверженности родному краю, которому раненый боец посылает свой последний привет. Основная тональность стихотворения — неудовлетворенность, горечь, грусть, которая нарастает к финальной части стихотворения, где появляется образ женщины с «пустым сердцем» Именно в этом образе концентрируется все жестокое, несправедливое, что испытал в жизни умирающий солдат: Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались… Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет… Ей ничего не значит! Простотой и обыденностью своих слов, за которыми прослеживается привычный уклад жизни обычного человека, умирающий боец как бы подавляет свои страдания, заклинает свою боль. Трагическое волнение, душевная печаль переданы поэтом через перебои фразы, многочисленные паузы: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. Интересно высказывание В.Г. Белинского об этом стихотворении. «…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет… Отца и мать жаль огорчить… Возле них есть соседка — она не спросит о нем, но нечего жалеть пустого сердца - пусть поплачет: ведь это ей нипочем! Страшно! Но поэзия есть сама действительность, и потому она должна быть неумолима и беспощадна, где дело идет о том, что есть или что бывает… Кто не печалился и не плакал, тот и не возрадуется, кто не болел, тот и не выздоровеет, кто не умирал заживо, тот и не восстанет…»