Прочитайте. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какая норма произношения в современном русском литературном языке преобладает? Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]? И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
(Ф. Глинка)
Кипит, как океан безбрежный...
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
(Д.В. Веневитинов)
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ни на землю осужден.
(Ф.И. Тютчев)
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
(Ф.И. Тютч ев)
Земли, полуднем раскаленной,
Не освежила ночи мгла.
Заснул Тифлис многобалконный;
Гора темна, луна тепла...
(Я.П. Полонский)
. Сгруппируйте слова с твердым согласным перед /Е/ в одну группу, с мягким — в другую, с вариативным — в третью:
Абрек, альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, брюнет, бутерброд, ватерлиния, велотрек, водевиль, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, гантели, гейзер, гротеск, дебют, демагог, депрессия, декан, дебаркадер, дегустация, декольте, деликатес, депо, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, интервал, кларнет, консервы, кофе, крепдешин, кайзер, кинескоп, конферансье, модель, музей, нейрохирург, нейтрон, неофит, одеколон, панель, пантеон, партер, полонез, протез, протекция, презент, потенция, пудель, рандеву, регресс, резерв, рейд, рельс, сарделька, сателлит, свитер, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, тент, терапевт, термос, террор, турнепс, фильмотека, фанера, фарватер, федерация, фланель, форель, хорей, хормейстер, цитадель, шатен, шедевр, шинель, шоссе, штемпель, штепсель, шпатель, шпиндель, штемпель, экземпляр, экспресс, энергия, эстет.
1.Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него.
2.Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.
3.В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.
4.Кроме тех двух пьяных, что попались на лестнице, вслед за ними же вышла еще разом целая ватага, человек в пять, с одною девкой и с гармонией
5.Он так устал от целого месяца этой сосредоточенной тоски своей и мрачного возбуждения, что хотя одну минуту хотелось ему вздохнуть в другом мире, хоть бы в каком бы то ни было, и, несмотря на всю грязь обстановки, он с удовольствием оставался теперь в распивочной.