1. Тема - любовь к родной земле.
Идея - размышления о красоте родной природы в осеннем лесу, где сказка переплетается с явью, а любовь - с горечью.
2. Необычность изображения в том, что каждый элемент осеннего леса, от листика до могучего дуба, оживляется, имеет свою душу и историю.
3. Ассоциативный ряд:
ранняя осень - это праздник рыжих лис;
ранняя осень - это сочные травы, откуда выглядывают лисьи мордочки листьев;
ранняя осень - это ссорящиеся ветра;
ранняя осень - это оленьи рога голых ветвей на верхушках могучих дубов.
4. Олицетворения:
Лисы ссорятся, лисы тоскуют, лисы празднуют, плачут, поют, а когда они трубки раскурят - передача через поведения лис различной осенней погоды.
Красный дуб /.../ ждет соперника - дуб ждет зиму, верхние ветви, подобно рогам, оголены, но листва долго сохранит свою зелень, противостоя морозам.
5. Красный цвет в стихотворении (красный дуб) - символ борьбы за жизнь, победа будет одержана весной.
6. Иллюстрация к стихотворению "Вот земля, на которой живу" (приложение)
Словесная иллюстрация:
Удивительно, как Б. Окуджава мог увидеть одушевленные образы в неодушевленной, казалось бы, природе.
Красно-желтые, рыжеватые листья на земле. И не листья это вовсе. Мордочки лисьи.
А, действительно, дадим волю воображению. Возьмем осенний листик, повернем его - и, чудо! Острие листа - лисий нос, широкая сторона - голова. Шагаем осторожно, стараясь не спугнуть их.
"Не наступите на лис, которые могут ссориться, тосковать, плакать, петь", - предупреждает нас поэт.
А в стволах деревьев поэт увидел оленьи тела. Присмотритесь к березовому стволу. Черные крапинки на коре - это пятна на оленьей шкуре.
Ну а дуб, естественно, богатырь-лось с коричнево-красноватой шкурой и с гигантскими рогами-ветвями.
Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер — природная зарисовка оставляет печальное впечатление.
Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья.
Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность — с целительным воздействием сна-мечты.
Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.
Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.