Великий знаток душевных тайн, «тайновидец духа», Ф. М. Достоевский совершенно верно заметил, что столь употребительное выражение «зверская жестокость» есть, в сущности, клевета на животный мир: ни одно животное никогда не бывает так жестоко, как быть человек; ни одно животное не измышляет таких утончённых мучительств для жертвы, как доведённый до гнева представитель рода человеческого. Поэтому гораздо правильнее называть высшую степень жестокости именно человеческой, а отнюдь не «зверской». Да и вообще надо заметить, что наши ходячие представления о нравственных качествах животных очень часто оказываются весьма и весьма далёкими от истины. Мы привыкли думать, что в животном мире безраздельно царит лишь один закон – железный закон борьбы за существование, управляющий всеми поступками животных. Никаких других побуждений к действиям у животных будто бы и быть не может. Всё это, однако, далеко не так. Прежде всего надо заметить, что даже и самый закон борьбы за существование часто порождает взаимную поддержку и дружелюбие, - именно в тех случаях, когда животные объединяются в общества для целей самозащиты. Причины, заставляющие животных объединяться в стада, весьма разнообразны, а иногда остаются для нас необъяснимыми. Птицы во время перелётов, бродячие пеструшки (северные мыши), бизоны, северные олени, собираются для переселения в стада, смутно сознавая, что путешествие массами выгоднее, нежели в одиночку. Вероятно по той же причине летит большими массами и саранча. Волк в зимнюю пору, вороны и другие животные соединяются в стаи для совместного нападения на общего, более сильного врага. Огромные гнездовья морских птиц – серверных гагар, тупиков, чистиков, пингвинов, казарок – представляют собой нечто в роде птичьего государства: птицы устраиваются здесь в пору вывода и воспитания птенцов, чтобы таким образом обеспечить своё потомство от уничтожения хищниками из пернатого же царства; по словам самого Брэма, в таких птичьих «государствах» царит необычайно дружелюбное отношение друг к другу, и никогда не бывает, чтобы молодые птенцы, потерявшие почему-то свою мать, остались без корма и защиты: их берут под своё покровительство наседки из соседних гнёзд. Во всех этих случаях дружеские отношения вырастают на почве эгоистического чувства самозащиты. Но в сущности ведь и наши человеческие моральные поступки очень часто объясняются ничем иным, как широко и разумно понятым эгоизмом… Однако внимательный наблюдатель сплошь и рядом замечает факты в животном мире, которые свидетельствуют о совершенно бескорыстном доброжелательстве по отношению к своим собратьям; а подчас приходится встречаться с прямо-таки трогательными проявлениями дружбы даже между представителями видов животных, весьма далёких друг от друга.
житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди – люди "комплексующие". слабаки. именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. это они, мстительные и жестокие, многократно усиливают "вечное горе всех" (аветик исаакян) на земле.большая сила, напротив, великодушна. я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, чтобы ненароком не убить. впрочем, по доброте душевной он и не желал никому зла.душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.благородство ныне в чести. например, в армиях спасения, где умный риск и истинное благородство неотделимы. ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. в результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду.