24 сентября 1922 года в московской газете "Накануне" была опубликована небольшая повесть Михаила Булгакова "Похождения Чичикова". Место и время действия — Москва 1920-х годов, то есть периода НЭПа, когда, по выражению Булгакова, наступил "торговый ренессанс" и оживились предприниматели самого разного свойства. Может показаться странным, что тему о том, как "книга освещает наше личное движение к истине", можно трактовать при этого сатирического произведения. Тем не менее сейчас, в период "рыночного безумия", захлестнувшего Россию в гораздо большей степени, чем в двадцатые годы, эта повесть весьма актуальна и соответствует понятиям борьбы за справедливость, которая часто идентична поискам истины. Как во время НЭПа, так и сейчас свободный рынок ознаменовался не только изобилием товаров в магазинах, но и бандитскими ценами на них, огромным количеством подделок, суррогатов, некачественных продуктов и неноских вещей. По мнению Булгакова, это было подходящее поле деятельности для типов вроде Чичикова и других гоголевских персонажей, которых он перенес в непривычную историческую обстановку. И ничего — при да еще как! В некоем диковинном сне, что увидел автор повести, вся гоголевская ватага — а сюда вместе с героями "Мертвых душ" вошли действующие лица пьес "Ревизор" и "Игроки" — двинулась на Советскую Русь. Последним (конечно, выждав) тронулся Павел Иванович в своей знаменитой бричке. Уже в Москве, пересев в автомобиль, он "ругательски ругал Гоголя": "Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь ежели узнают, что я — Чичиков, натурально, в два счета выкинут к чертовой матери". Но страхи оказались напрасными. Чичиков с удивлением обнаружил, что ничего не изменилось: "куда ни плюнь, свой сидит". И тут уж развернулся Павел Иванович вовсю! Брался за все, всех очаровал, насулил огромные прибыли государству и получил несметные авансы — одним словом, подладился и пришелся ко двору. "Уму непостижимо, — замечает Булгаков, — что он вытворял". Основал трест для выделки железа из древесных опилок, накормил Москву колбасой из дохлого мяса, продал Коробочке Манеж, взял подряд на электрификацию. И "по Москве загудел слух, что Чичиков — триллионщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват и спецы". Конечно, афера лопнула. Ноздрев и Коробочка вновь подвели нашего героя. С писателя поймали все-таки Чичикова и утопили. Историй закончилась. Каковы ее уроки? Первый — несколько неожиданный: классику надо знать. Если бы ответственные люди читали Гоголя, то скандала бы не было. Ни тогда, ни потом, уже в наше время, когда многочисленные Чичиковы "строят" финансовые пирамиды, создают независимые телеканалы, монопольные компании, тресты, а потом благополучно убегают за границу. (Правда, не все. Некоторые благополучно сидят в Думе или на высоких чиновничьих должностях!) Второй — теоретический: пока есть благодатная почва для Чичиковых, они, как Невзоров-Ибикус у А.Толстого, бессмертны. Где служат лицам или ведомствам, а не общему делу, где льстят и угодничают, ища расположения начальства; где сиюминутная выгода важнее государственных интересов, а жажда власти и наживы опережает здравый смысл и гражданскую порядочность — там Чичиковы всегда будут кстати. Родовые черты Чичикова, если обратиться к давней и близкой нашей истории, нетрудно обнаружить у всех, для кого личные или групповые интересы важнее судьбы народа и страны. Конечно, параллели в какой-то мере условны, но механизм при и мошенничества у литературных негодяев и их реальных "прототипов" выразительно схож. Сегодня мы уже знаем немало подробностей жизни и деятельности многочисленных Загорецких, Молчалиных, Шприхов и Чичиковых. И борьба литераторов нескольких поколений, среди которых заметное место принадлежит М.Булгакову, сегодня наполняется особым смыслом и, без преувеличения, может стать одним из слагаемых всеобщей борьбы за обновление общества и очищение будущей жизни от следов, по словам Герцена, "палачества и раболепия".
Добрый день, дорогой ученик! Сегодня я буду помогать тебе составить предложения, используя имена собственные в форме Творительного падежа единственного числа.
1. Валентин Катаев написал замечательную книгу.
Обоснование: У нас есть имя собственное Валентин Катаев, которое мы используем в форме Творительного падежа для указания авторства книги.
2. Я ездил в город Тамбов на экскурсию.
Обоснование: Мы используем имя собственное Тамбов, чтобы указать место, куда мы ездили.
3. Музыка композитора Бородина звучит прекрасно.
Обоснование: Имя собственное Бородин используется в форме Творительного падежа для указания авторства музыки.
4. Спасибо Алексею Николаеву за помощь.
Обоснование: Мы используем имя собственное Алексей Николаев в форме Творительного падежа для выражения благодарности.
5. Живу в хуторе Николаеве.
Обоснование: Мы используем имя собственное Николаев для указания места, где мы живем.
6. Я хочу посетить город Нежин.
Обоснование: Имя собственное Нежин используется для указания места, которое мы хотим посетить.
7. Иван Коптев помог мне решить задачу.
Обоснование: Мы используем имя собственное Иван Коптев в форме Творительного падежа для указания лица, которое помогло в решении задачи.
8. Живу в поселке Коптеве.
Обоснование: Мы используем имя собственное Коптев для указания места, где мы живем.
9. Великий поэт Александр Пушкин написал много известных стихов.
Обоснование: Мы используем имя собственное Александр Пушкин в форме Творительного падежа для указания авторства стихов.
10. Константин Федин обладает уникальным талантом писателя.
Обоснование: Мы используем имя собственное Константин Федин в форме Творительного падежа для указания авторства произведений.
11. Спасибо Петру Домодедову за замечательное выступление.
Обоснование: Мы используем имя собственное Петр Домодедов в форме Творительного падежа для выражения благодарности.
12. Мы поехали в город Харьков на футбольный матч.
Обоснование: Имя собственное Харьков используется для указания места, куда мы поехали.
13. Мы посетили город Калязин и увидели его красивый пейзаж.
Обоснование: Имя собственное Калязин используется для указания места, которое мы посетили.
14. Николай Ростов — храбрый воин.
Обоснование: Мы используем имя собственное Николай Ростов в форме Творительного падежа для описания характеристики этого воина.
15. Живу в городе Ростове.
Обоснование: Мы используем имя собственное Ростов для указания места, где мы живем.
16. Живу в селе Бородино.
Обоснование: Мы используем имя собственное Бородино для указания места, где мы живем.
Надеюсь, что это помогло тебе понять, как использовать имена собственные в форме Творительного падежа единственного числа. Если у тебя возникнут еще вопросы, не стесняйся задавать их!