Картина была написана в 1949 году. Она имела очень большой успех. За картины «Вратарь» и «Прием в комсомол» Григорьеву была присуждена государственная премия. Основная мысль картины, что футбол – увлекательной зрелище, которое нравится всем. На картине Григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. Ветер, сметая, скручивает желтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. Пока еще сухая, но уже не ранняя осень. Небо затянуло, как будто пеленою. На заднем плане виднеется город в легкой дымке. Пейзаж – фон, на котором изображены дети. Он написан легко и свободно. Пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. Ребята собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. Ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов. Художник не изобразил самого футбольного состязания, поэтому полотно стало еще ценнее. Но туда, куда смотрит вратарь и зрители очень острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам. Все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. Только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. На руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик очень опытный и не раз стоял на воротах. Самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. Вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия. Словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных у края дома. Зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. Все они очарованные игрой следят за ней пристально и очень увлеченно. Сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме. Мужчина - прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. Девочки тоже очень сосредоточены. Безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет, свернувшись калачиком возле детворы. Художнику удалось объединить персонажей единым действием. Каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «Вратарь» является одной из лучших. В ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция, мягкий колорит.
Работа над темой «Обращение и знаки препинания при нем» позволяет познакомить учащихся со выражения обращения в русском языке, с сопровождающей его звательной интонацией, его стилистическими особенностями и функциями в речи. Поэтому она имеет и речеведческую, и воспитательную направленность, кроме того развитию пунктуационных навыков и умений восьмиклассников. Обращение в соответствии с традициями отечественной грамматики рассматривается в учебнике как элемент, не входящий в структуру предложения, не являющийся его членом и остающийся внутренне чуждым «приютившей»1 его синтаксической конструкции. Обращение определяется как «слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью». В параграфе, ему посвященном, указываются выражения обращения, основные сферы его употребления (устная речь, письма, художественная речь), рассматриваются возможные позиции обращения и формулируются правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением. Знакомству с теоретическими сведениями должна предшествовать работа над упр. 355. Выполняя его, ученики трансформируют приведенные предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями, форма изъявительного наклонения глагола при этом заменяется формой повелительного наклонения. Учащиеся должны прочитать получившиеся в результате предложения, соблюдая правильную интонацию, и определить форму выражения обращения (в данном упражнении это форма существительного в именительном падеже и форма субстантивированного причастия в том же падеже — отъезжающие.