Вся история человечества связана с войнами. Начиная с Каина, убийство вошло в нашу жизнь. И мы привыкли к нему. Ведь и Бог убивал людей в Содоме и Гоморре, утопил всё человечество в Потопе… Великими личностями в истории, прежде всего, являются полководцы. Дарий и Леонид, Македонский и Ганнибал, Цезарь и Аттила, Карл Великий и Вильгельм Завоеватель, Олег и Святослав, Чингизхан и Александр Невский, Петр и Наполеон, Гитлер и Сталин… Вся их слава выросла на крови… Мы восхищаемся подвигами солдат и генералов. С удовольствием смотрим парады, а наши дети любят играть в войнушку. Они играются автоматами и лупятся в «стрелялки» на компе. С экранов телевизоров реками льется кровь. И неужели это всё – «происки врагов»? Да нет… Это – человеческий инстинкт. Вернее – животный инстинкт. Мы можем смотреть на гуляющего по улице льва, но не будем подходить к нему, ибо знаем, что инстинкт невозможно усыпить воспитанием. Мы сами не замечаем многих вещей, когда мы сыты и находимся в тепле. Когда у нас есть своя «самка» и безопасное жилище. Попробуй отнять это всё – «животные» инстинкты тут как тут… А ведь есть еще инстинкт «охотника», «лидерства», «зависти», «правоты»… инстинкт «убивать». И не столь важно, убивать курицу, стрелять в зайца, колоть кабана или убивать человека… Возможно, имея всего в достатке, последний инстинкт притупляется. О нём некогда думать. В конце концов, можно пострелять в тире или «пойти в охотники». От сытости возникают больше «ленивые» инстинкты – «изысканная жратва», «извращенный секс»…Глядя на всё это, начинаешь думать – а где же «золотая середина». Почему человек не может мирно решать проблемы? Почему он бывает злым и готов убивать? Почему кто-то купается в излишествах, но не готов другим?Я уже несколько лет говорю о том, что человечество «расслабило булки», что накапливается количество нереализованного инстинкта «убивать». Всё это ведёт к большой войне. И вопрос здесь уже не в каких-то претензиях. Вспомните начало WWI, все монархи – любящие кузены… Вопрос в том, что не повод нужен. Нужно спустить пар из автоклава. Иначе его просто разорвет. Да и повод всё-таки есть. Разница в уровне жизни, обида, большая при к выживанию. Часто – сила. Как ни вспомнить Крылова. У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят.Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты ещё в за лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
048 Русская литература— кладезь удивительных произведений. Она популярна среди читателей всего мира не только из-за великолепия русского языка, не только благодаря богатству и красочности художественных средств выразительности, но и благодаря вечно актуальным философским и нравственным проблемам, которые поднимают русские классики. Переоценка ценностей прослеживается особенно ярко в послевоенные периоды: национальная трагедия дает толчок новым идейным исканиям, поиску новых духовных идеалов, что и отражено в литературном творчестве писателей и поэтов того времени. Поднимаются такие значимые для человечества темы как судьба человека, смысл жизни, справедливость и честь, любовь и одиночество, жестокость войны и ее удручающие последствия, невосполнимые потери. Мне близки столь живые и реалистичные стихотворения Твардовского ("Я убит подо Ржевом", "Матери" и т.д.), его бессмертный "Василий Теркин", лирика Симонова, особенно "Жди меня и я вернусь...", произведения Б. Пастернака "Доктор Живаго" и Солженицына "Один день жизни Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ". И, конечно, нельзя не упомянуть знаменитейший роман-эпопею 19ого века Толстого "Война и мир". Действительно, немало вопросов было задано человечеству войной. Меня заинтересовали проблемы, поставленные М.Шолоховым в рассказах "Судьба человека", о влиянии войны на русского человека и силе его духа. Так же же меня впечатлила сила духа русского солдата в период войны, наглядно проиллюстрированная Б. Полевым в "Повести о настоящем человеке". Именно эти произведения произвели на меня глубочайшее впечатление, повлияли на мое мировоззрение. Они затрагивают близкие мне темы, вопросы, заданные войной как отдельному человеку, так и всему человечеству. "Судьба человека"- повествование, описывающее жизнь человека, попавшего в мясорубку войны и не потерявшего в ней самого себя, не сломавшегося в нечеловеческих условиях. Красной нитью проходит в данном произведении Шолохова тема поиска смысла жизни, поиска счастья. В начале рассказа главный герой, Андрей Соколов, имеет все, чего желает обычный человек: работа, дом, семейная идиллия. Счастье и благополучие его составляют жена, дети, любимое дело. Однако война кардинально меняет его жизнь. Он уходит на фронт и больше никогда не увидит родных. Он видит гибель тысяч людей, проходит ужасы концентрационных лагерей и тем не менее сохраняет человеческие черты, сохраняет надежду на жизнь и счастье. Вернувшись в родной Воронеж, он застает лишь котлован, оставленный бомбой, на месте своего дома. Как должен чувствовать себя человек потерявший смысл своего существования? От невыносимой боли и тоски его глаза и стали "словно присыпанные пеплом". Какое-то время его еще поддерживает надежда увидеть сына Анатолия после войны. Но день подписания капитуляции омрачает весть о смерти любимого сына. Глаза Андрея окончательно угасают его лишь маленький мальчик Вася, которому Андрей становится отцом, взяв его под опеку. В этом сироте, так безгранично его полюбившем, в его воспитании Андрей и находит смысл своей дальнейшей жизни. Так разрешается вопрос предназначения человека в условиях войны в рассказе М. Шолохова. А в "Повести о настоящем человеке" Б. Полевой воодушевляет читателей другим идеалом- Мересьевым. Алексей Мересьев- главный герой произведения. Самолет его был сбит над лесом, сам он чудом остался жив. Каждое движение ему давалось очень тяжело, ноги были сильно повреждены после падения, но он мужественно прополз не один километр. Ему партизаны, затем он попал в госпиталь. Врач объявил Алексею о неизбежности ампутации. После операции Алексей замкнулся. Позже попал Алексей в полетную школу. После первой тренировки его инструктора поразило известие, что ученик летает, имея протезы вместо ног. Такую любовь к жизни в него вдохнул комиссар, лежавший некогда с ним в госпитале. Он стал для Мересьева примером настоящего Человека. " Он просто жил, жил жадно и полнокровно, забывая или заставляя себя забыть о мучивших его недугах." Такую же жизненную позицию занял и Алексей. Он полюбил жизнь и в то же время готов был с легкостью с ней расстаться для блага Отчизны. Обоих героев, Соколова и Мересьева, объединяет удивительная стойкость, любовь к жизни. Они оба герои, совершившие подвиг, оба стали идеалами и кумирами многих читателей. В условиях войны каждый из них остался Человеком. Война задает непростые вопросы. Невольно хочется процитировать Льва Николаевича Толстого: "Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?" Война несет лишь бедствия, боль, потери. Война — это страдания, слезы и страх. Вечные проблемы, перед которыми она ставит человечество, никогда не потеряют свою актуальность.