Жил себе пан, да такой богатый, что мог бы закупить с десяток сел, и было у того пана много земли, да только где уже он не искал, а никак не мог найти себе такого человека, чтобы знал хорошо хлебопашество. Вот приходит к нему раз крестьянин и говорит: - Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан! Пан и принял. Служит хлебороб пятый год, и хлеб при нем такой родит, что лучшего и не бывает. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану: - Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой.
Среди различных «царственных слов» наиболее часто встречаются эпитеты (от греческого эпитетон — приложение). Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие, например: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело.. далече... мимо... (С. Есенин). В первой фразе эпитеты выступают в роли определений к слову «вечер», а во второй — относятся к глаголу, характеризуя действие «пролетело». Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит... (И. С. Тургенев). Реже они выступают в краткой форме в роли сказуемого: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М. Ю. Лермонтов). Известны различные классификации эпитетов, мы вспомним тут лишь некоторые. Интересно выделение постоянных эпитетов, которые характерны для народного поэтического творчества. Как рисуется в былинах, например, конь? Он всегда добрый. А трава? — Зеленая. Солнце — красное, ветер — буйный, слово — верное. Чудесный мир, созданный фантазией народа, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употребление постоянных эпитетов.