Признание - приставка при в значении довести до конца ( от глагола признать). Презрение - пре-часть корня, в значении относиться неуважительно. Прибегнуть - при в значении совершения действия в чьих-либо интересах. Приют - от глагола приютить, при в значении совершения действия в чьих-либо интересах. Приемлю - при в значении совершения действия в чьих-либо интересах. Припомню - при в значении совершения действия в чьих-либо интересах. Приятно - при-часть корня. Приморозил - при в значении совершения действия в неполном объеме либо на ограниченный срок. Примирение - от глагола примирить, при в значении доведения действия до определенного конца, результата.
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе –« Железная дорога» . Событие, подсказавшее сюжет стихотворения, - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников. Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога: Чу! Восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные.. . Что там? Толпа мертвецов. Образ народа-созидателя глубоко поэтичен и вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства он стремится внушить и маленькому Ване: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять. Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст, - свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Сам этот гнев, выражающий чувства лучших людей России современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.
Некрасова волновала проблема рабства. Поэт видел в крестьянстве подлинную силу обновить и возродить Россию. В стихотворении "Железная дорога" Некрасов показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Некрасов говорил о губительности труда непосильного, чрезмерного. Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты, А по бокам-то все косточки русские... Основной вывод, который делает Некрасов в этом стихотворении: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе... Но эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, не тебе. Поэт не надеется на то, что положение улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал... Своим стихотворением Некрасов призывает народ к пробуждению.