1)Я еще не видел такого,чтобы человек,которому было многое дано,без труда этим пользовался.
2)Все равно самое главное-это трудо и понимание своих целей.
3)Талант-это сочетание природных с желанием работать,чтобы достичь конкретного результата.
4)Этой темы надо касаться с осторожностью.
5)Иначе начинаешь себя отождествлять с чем-то божественным,а это очень опасно.
6)Если же что-то получилось,надо поблагодарить Бога.
7)Я очень быстро отхожу и от удач,и от неудач,к счастью.
8)Но надо давать себе возможность насладиться результатом,испить удовольствие.
Просматривая содержание двухтомника «Избранных произведений» Распутина, думала, с чего начать. Искала по названию, и с конца (привычка такая). Предвкушением чего-то интересного повеяло от «Женского разговора».
Распутин с первых же строк вводит в ситуацию, в которой оказались героини: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт…» Автор использовал привычный сейчас сюжет из жизни. Наверное, именно потому, что привычный, приступает Распутин к нему сразу, без обиняков. Описывает историю девушки вкратце через многоточия и тире: здесь и недоумение родителей - как не заметили, не углядели, и привычно быстрое решение проблемы. Интересно, что тут же, в следующем предложении Распутин пишет о том, как ради электричества «порушили вековечный порядок: затопили поля, луга, сковырнули деревни». Заканчивает предложение снова многоточием. «Когда у города был столь надежный нравственный тыл, как деревня, - пишет В.Распутин, - легче было существовать и ему, городу... Автор словно хочет сказать: то, что с девочкой произошло, тесно связано с разрушением деревни. «Люди внутренне переориентировались: в вере, нравственном и духовном прямостоянии» (из интервью Распутина 1 декабря 2001г.)
Не спится бабушке Наталье, не спится внучке, и за окном жизнь: «Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо…»За окном Ангара, природа – живое существо, она живет, дышит, развивается по своим, не подвластным человеку законам. Обычно пейзажные – то зарисовки и пропускаешь при чтении, а тут перечитать хочется. Кажется, пропустишь что-то, без чего суть не поймешь.
«Не брал сон» бабушку и внучку, разговорились и впервые за два месяца о том, что обеих беспокоило. Начала разговор бабушка, Вика, мне кажется, и не ожидала от «забавной бабушки» что-то важное для себя услышать. «Как ты сама на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!» Внучка воспринимает слова Натальи с раздражением: «Что ты мне свою старину!» Девушка к шестнадцати годам набралась современной «мудрости», которая не считает убийство ребенка чем-то страшным, мол, это раньше было важно, «…сейчас важно, чтобы женщина была лидер». Этими словами Вика как бы подтверждает данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, голова отстает». Видимо, стараясь соответствовать требованиям времени, старается подогнать себя под себя под придуманные кем-то идеалы. Но не знает как, объяснить некому.
Девочке повезло, что у нее такая бабушка. «Забавная» бабушка не понимает внучку, но в то же время дает точные характеристики современным «идеалам»: «…полная воля. Как у собак!» (говоря о свободных нравах женщин), «терния и трения» - о душевном расколе в душе, «стреленая» вместо внучкиного «целеустремленная». Особенно меня поразила мудрость бабули в словах ее об этих целеустремленных «бабах»: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».
Распутин выступает в роли наставника, учителя: «На холодный ветер выгнали, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…»
Наталья, поняв, что не рассказав внучке о себе важного, не получит душевного покоя.
Девочке повезло, что у нее такая бабушка. Она своими немудреными, забавными словами объяснила многое, мне кажется, шанс дала «поправиться» на нужный путь. « Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное».
«Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь». Последние слова , сказанные бабушкой как наставление, наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» к пожилым персонажам. Их глазами смотрит на современное общество, их словами объясняет, учит.
У девочки бабушка замечательная, не у всех такая есть.
Используя цитаты из рассказа, несколько раз натыкалась на сообщения компьютера о том, что то-то и то-то слово просторечное, рекомендуется заменить. Распутин пишет языком , «вынесенным из деревни», он (за неимением такой бабушки) ее же словами будет для кого-то (и для меня) этой бабушкой, научит, как жить.
До и во время побега Маши мы четко можем проследить взволнованность, даже ярость метели:
"Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь... На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием".
Природная стихия наделена человеческими качествами:
"Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу".
Природа всячески препятствует соединению возлюбленных:
"Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею".
Природа успокаивается, когда то, что должно было свершиться, не свершилось по ее умыслу:
"Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился". "Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна. Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов".
Во второй части повести при рассказе Бурмина о его странном венчании мы понимаем, что несмотря на свое свирепство, стихия подталкивала его к его судьбе:
"Как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда".
Изобразительное православие. Скорее всего, сама идея стихии как божьего провидения, и есть изобразительное православие. Недаром мы говорим:"На все воля Божья". Молодые задумали обвенчаться, то есть перед Господом свершить свой брак, и судьба здесь распорядилась так, как ей было угодно. В данном произведении противопоставляется бес человека перед Божьей волей.
Все цитаты взяты из повести "Метель" А.С. Пушкина.