ОРФОЭПИЯ – ШАГ К УСПЕХУ
Введение
Чем выше культура устного слова,
чем правильнее орфоэпически говорят
ученики – тем правильнее пишут.
Н.С. Рождественский
Основа произносительной культуры закладывается в раннем детстве. Развитие орфоэпических навыков современного школьника происходит под влиянием социума, который его окружает. Неправильно произнесённые слова в ежедневной речи взрослых, в семье быстро закрепляются и входят в словарный запас детей. Это и ведет к искажению речи, ее деградации, к отклонению от нормы. Различия в произношении, как и другие языковые различия, отвлекают людей при общении, переключая их внимание с того, о чём говорится, на то, каким образом. Поэтому понятна значимость овладения нормами правильного произношения слов. Нам стало интересно, какие ошибки допускают учащиеся нашей школы, какие возникают трудности в правильной постановке ударения в словах повседневного обихода? Как предупредить появление орфоэпических ошибок?
1.1. Нормы произношения слов.
Неправильное произношение затрудняет понимание, поэтому необходимо следовать нормам орфоэпии. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти во Норма (нормы) [лат. norma] - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо)… образец поведения или действия». Значит «нормы ударения» - это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме.
«ОРФОЭПИЯ [от греч. orthos - правильный и epos - речь] – это особая наука, примыкающая к фонетике, поскольку она изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи.»
Орфоэпическая норма - это единственный вариант правильного произношения слова. В русском языке эти орфоэпические правила относятся к разделу "Фонетика". Орфоэпические нормы определяются фонетической системой языка. Необходимо выделять орфоэпические нормы в произношении гласных, согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм и заимствованных слов.
Соответствие между предложением и их характеристикой.
2. Предложение с обособленным приложением, выделяющимся при тире.
в) Петух запел – |оратор деревень|.
3. Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом:
а) Филин сидел на перемёте, |выбрав место посумрачнее|, |торчком подняв уши|, |выкатив желтые слепые зрачки|.
4. Предложение с обособленным дополнением:
е) Садик, |кроме дубов, елей и кедров|, был наполнен фруктовым деревьями.
5. Предложение с уточняющим членом предложения:
д) Вот здесь, |вдали от любопытных глаз|, береза шелестела молодая.
__
1*. Предложение с обособленным определением –
*соответствие отсутствует
б)** Люблю до дыр зачитанные книги. –
**нет обособленных членов предложения.
Синтаксический разбор предложения.
Осторожно, |изнемогая от неги|, пели ночные соловьи, |состязаясь друг с другом в сладости и тонкости песен, в их чистоте, тщательности, звучности|.
[…, |д.о.|, ═ — |д.о.|].
Предложение повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр., полное, осложнено однородными обстоятельствами, а также обособленными обстоятельствами образа действия, выраженными деепричастными оборотами
Грамматическая основа:
подлежащее – соловьи (сущ.);
сказуемое простое глагольное: пели (глагол в изъяв. накл.).
Второстепенные члены предложения:
определение согласованное: ночные (прилаг.)
обстоятельства образа действия:
осторожно (наречие);
|изнемогая от неги|,
|состязаясь друг с другом в сладости и тонкости песен, в их чистоте, тщательности, звучности| - (деепричастные обороты).
у остальных качественных прилагательных краткой формы нет