Как-то весной под крышей нашего дома появилась странная глиняная корзина. Бабушка объяснила мне, что это гнездо ласточек. Оказывается, эти птички строят свои домики из глины на стенах домов. Я стал следить за хозяевами гнездышка - утонченными ласточками. Их точеные черно-синие фигурки с белоснежными грудками переливались на солнышке. Ласточки радовали нас тихими нехитрыми песенками. Когда у них вылупились птенцы, заботливые родители, ловили для них жучков и насекомых. Минуло немного времени, птенцы окрепли, и мама-ласточка стала учить их летать. Птенцы были очень смешными и неповоротливыми. Но не мы успели оглянуться, как из забавных птенцов они превратились в грациозных взрослых птиц.
Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, раскрыть его образ. однако боровиковский попытался показать не общественный статус лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца xviii века, сложившейся под влиянием сентиментализма. это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. пейзаж перекликается с обликом лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. так, поэт яков петрович полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки: « она давно прошла, и нет уже тех глаз и той улыбки нет, что молча выражали страданье — тень любви, и мысли — тень печали, но красоту её боровиковский спас. так часть души ее от нас не улетела, и будет этот взгляд и эта прелесть тела к ней равнодушное потомство привлекать,