1. Тема: значение книги в жизни человека.
Идея: жизнь человечества невозможна без книги.
2. Стиль - публицистический (актуальность темы, обращение широкой аудитории, присутствуют выразительные средства, эмоциональность, образность, призывность, общественно-политическая лексика).
Тип речи - рассуждение (размышления автора о книге. выдвигается тезис(книга - духовное завещание), приводятся аргументы, подтверждающие этот тезис (вся жизнь людей отражена в книгах, книги никуда не исчезают, книга - программа будущего), делается вывод (необходимо уважать книгу).
3. Ключевое слово — КНИГА.
Художественные приемы: метафоры (книга — духовное завещание, жизнь оседала в книге, книга росла, документ, по которому мы входим во владения настоящего; истин и усилий, облитых кровавым потом), антонимы (умирающего старца юноше, начинающему жить; часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место; исчезали — оставалась будущее), градация (племена, люди, государства; завещание,совет, приказ, документ, программа будущего).
4. Книга – завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.
5. Градация (по возрастанию значимости автору показать великую роль книги в жизни общества.
6. Лексическим повтором.
7. Умирающий старец - юноша, начинающий жить; отправляющимся на отдых часовым – заступающим на его место; исчезали — оставалась будущее . Использование антонимов автору отметить, что книга важна как для пожилых, так и для совсем молодых, что роль книги велика во все времена, что все проходит, а книга остается навсегда.
8. Микротемы данного текста.
1) Книга — это завещание будущим поколениям.
2)Вся жизнь человеческая отражена в книгах.
3)Книга сопровождает человека всю жизнь.
4)Книга — наш путеводитель в и программа будущего.
5) Будем уважать книгу.
настоящее, будущее.
10. Передаваемый
11. Поколение, приказ, племена, государства, человечество, учения, документ, истина, программа.
Подобная лексика используется автором не случайно, так как тема рассуждения относится к жизни общества.
12- 4
13 - 1
14 - Итак – и так
15 - 1, 4
16 - 5, определенно-личное
17. ...учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца, найденных страданиями и облитых кровавым потом.
Подобные слова используются здесь для выражения отношения автора к книге, для доказательства ее исключительной значимости для человечества.
18 - 1, 4
19 - 4
20 - 4
21 - его (место), последовательно, вместе, итак.
афера, безнадёжный, белёсый , блеклый, блёф , бытиё, всплеск, гололёдица, гренадёр, желчный, желчь, женоненавистник, житиё, завороженнй, зёв, издёвка, иноплемённый, исчерканный, манёвры, местоимённый, наёмник, недоумённый, одноимённый, опека, оседлый, осётр, остриё, очёчник, платеже поблекнуть, преёмник, пригрёзиться, решетчатый, скабрезный, скатёрка, смётка, современный, старьёвщик, трехвёдерный, шедевр.
агЕнт, аргумКнт, алкогОль, анатОм, августОвский, агронОмия, агентствО, апартамЕнты, баловАть, бескорЫстный, блАгоприобретение, , буржуазИя, блАга, бомбардИровать, валовОй, воспринЯть, введЁнный, вЕрование, вероисповеданИе, вЫборы, генезИс, группировАть, гербОвый, грошовВй, гУсеница;
Море. Берег. Высокая этакая отвесная скала, саженей в десять.
Вдруг у скалы закипела вода, вынырнула человеческая голова, и вот человек, как гигантский, оттолкнувшийся от земли мяч, взлетел на десять саженей кверху, стал на площадку скалы - совершенно сухой и сотворил крестное знамение так:
сначала пальцы его коснулись левого плеча, потом правого, потом груди и, наконец, лба.
Он быстро оделся и пошел прочь от моря, задом наперед, пятясь, как рак. Взмахнул рукой, и окурок папиросы, валявшийся на дороге, подскочил и влез ему в пальцы. Человек стал курить, втягивая в себя дым, рождающийся в воздухе. По мере курения, папироса делалась все больше и больше и, наконец, стала совсем свежей, только что закуренной. Человек приложил к ней спичку, вскочившую ему в руку с земли, вынул коробку спичек, чиркнул загоревшуюся спичку о коробку, отчего спичка погасла, вложил спичку в коробку; папиросу, торчащую во рту, сунул обратно в портсигар, нагнулся -- а плевок с земли вскочил ему прямо в рот. И пошел он дальше также задом наперед, пятясь, как рак. Дома сел перед пустой тарелкой и стаканом, вылил изо рта в стакан несколько глотков красного вина и принялся вилкой таскать изо рта куски цыпленка, кладя их обратно на тарелку, где они под ножом срастались в одно целое. Когда цыпленок вышел целиком из его горла, подошел лакей и, взяв тарелку, понес этого цыпленка на кухню -- жарить.
Повар положил его на сковородку, потом снял сырого, утыкал перьями, поводил ножом по его горлу, отчего цыпленок ожил и потом весело побежал по двору.