. Мирослава — дівчина-русинка, дочка боярина Тугара Вовка. При народженні втратила матір; виховувала її проста селянка, змалку привчаючи дівчину до всякої роботи.
ДИТИНСТВО I ЮНIСТЬ ПОЕТА.Павло Григорович Тичина народився в селi Пiски на Чернiгiвщинi в багатодiтнiй сiм'ï сiльського дяка, який був водночас i вчителем "школи грамоти". Вiд батька вiн мав музичну обдарованiсть, вiд матерi - любов до украïнськоï пiснi. Першi роки минули у свiтi чарiвноï природи. Матерiальна скрута змусила батька вiддати дев'ятирiчного Павла до бурси. Довелося хлопцевi самотужки заробляти собi на шматок хлiба: вiн спiвав у Троïцькому хорi мiста Чернiгова. СЛАВА I ТРАГЕДIЯ ПОЕТА.1. Вiтру вiтровiння... (Пiсля виходу перших вiршiв молодого поета з'явилися позитивнi вiдгуки вiдомих письменникiв. Вони вiдзначали оригiнальнiсть стилю Тичини, тематичне розмаïття, красу украïнського слова.) 2. Доби новоï знак. (Революцiя 1917 року не була для Тичини несподiваною. Вiн iз захватом молодостi чекав на неï, мрiяв, що нова доба стане ерою щастя, що всi люди будуть вiльнi, рiвнi. Своïми творами поет заперечував модне в той час декадентство. Враження революцiйних битв захопили творчу уяву митця.) 3. Його шляхи, його болiння... (Революцiя гналася за поетом, як дикий кiнь. Кожна його нова збiрка - це гiмн новiй добi. I нiколи було зупинитися, роздивитися навколо: страшно було побачити голоднi очi помираючих у 1932-1933 рокiв, не хотiлося вiрити у тисячi ешелонiв, якi везли цвiт нацiï на погибель у далекi суворi краï. Заколисувало сумлiння "чуття єдиноï родини", бо голосно зазвучала на знелюднiлих полях "пiсня трактористки", бо "партiя веде" в омрiяне майбуття.) 4. Перетворення "сонячних кларнетiв" на "пофарбовану дудку". (Павло Тичина досяг у Радянському Союзi, здається, всього, про що мiг мрiяти поет. Кожен його рядок друкувався i ставав хрестоматiйним, нагороди сипалися на поета дощем. Вiн ретельно вивчав марксистську фiлософiю, хотiв набутi знання викласти в поетичнiй формi, а з-пiд пера лiзло щось дике i недолуге: Перекочовуючи насичуючись кiлькiсно якiсно перехоплюючись проймаючи взаємно протилежностi прямуєм за законом дiалектики до незмiренного майбутнього. Поет кидався шукати нових форм вiрша, ставив слова у неприродну для них позицiю й отримував абракадабру: ...одна одна турбацiя традицiй пiдрiзацiя колективiзацiя Або: Незборено залiзяно пройти без каяття не спать голубо-сизяно наукою пронизано щоб все було життя. I тiльки на схилi життя Павло Григорович у вузькому колi близьких зiзнався, що в оцiнцi його творчостi об'єктивним був лише Євген Мала-нюк - поет-вигнанець, який сказав, що вiд сонячних кларнетiв Тичини пофарбована дудка зосталась.) ЗНАЧЕННЯ ТВОРЧОСТI ПАВЛА ТИЧИНИ.Та як би там не було, а Тичина був видатним поетом украïнськоï лiтератури. Його раннi твори - це шедеври пейзажноï i любовноï лiрики. Вони показали красу украïнськоï природи, цноту i замрiянiсть першого кохання. У цьому Тичина був i залишився неперевершеним.
Максим является дядей главного героя повести, слепого мальчика Петра Попельского:
"Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние."
Максим - мужчина с горячим, добрым сердцем и неугомонной, деятельной мыслью:
"Нет, он нисколько не страшный. Он добрый." (Петя о дяде Максиме)
"...в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце, а в большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работает неугомонная мысль."
"...дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление."
Максим является энергичным мужчиной:
"...и с обычною своей энергией занялся изучением всего того..."
Максим - человек очень приятного нрава и большого ума, по мнению пана Яскульского:
"Однако при ближайшем знакомстве он должен был сознаться, что этот еретик и забияка – человек очень приятного нрава и большого ума..."
Максим - незлобный человек, который редко сердится:
"Но он сердился редко; большею же частью на доводы сестры он возражал мягко и с снисходительным сожалением..."
Максим является искренним человеком:
"...быть может, под влиянием импонирующей искренности старого ветерана…"
Максим - упрямый человек:
"...не сумели выгнать из Максима его упрямую душу..."
Максим - человек с острым языком:
"...по временам его острый язык действовал так же метко, как некогда сабля..."
О внешности Максима известно следующее (герой в зрелом возрасте):
"Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле..."
"В то время, когда в деревенском домике появилось и стало расти новое существо, в коротко остриженных волосах дяди Максима уже пробивалась серебристая проседь. Плечи от постоянного упора костылей поднялись, туловище приняло квадратную форму. Странная наружность, угрюмо сдвинутые брови, стук костылей и клубы табачного дыма, которыми он постоянно окружал себя, не выпуская изо рта трубки, – все это пугало посторонних, и только близкие к инвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце..."
"...угрюмо сдвинутыми густыми бровями."
"Между тем изувеченный боец..."
"...улетучились из квадратной головы ветерана."
"...розовые мечты согревали стареющее сердце."
"Максим?.. Это который на костылях?.. Я его видела. Он страшный!" (маленькая Эвелина о внешности Максима)
В молодости Максим был опасным, дерзким забиякой, хотя и вырос в почтенном дворянском семействе:
"Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве «на Контрактах»*. Все удивлялись, как это в таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство пани Попельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый смирный из «шляхтичей» непременно бы отвечал оплеухами." (*«Контракты» – название славной киевской ярмарки)
Максим - простой человек в обращении с крестьянами. Те в свою очередь относятся к нему почтительно, но свободно:
"...мужикам спускал своеволие и грубости..."
"Максим Яценко, сам малоросс, был человек простой с мужиками и дворней. Он часто кричал и ругался, но как‑то необидно, и потому к нему относились люди почтительно, но свободно."
Максим является женоненавистником:
"Между тем девочка продолжала смотреть на него своим открытым взглядом, сразу завоевавшим его женоненавистническое сердце."
"...отпускал презрительные сентенции насчет неразумной женской любви и короткого бабьего ума, который, как известно, гораздо короче волоса; поэтому женщина не может видеть дальше минутного страдания и минутной радости."
Максим - романтик. В молодости он мечтает о появлении новой Запорожской Сечи (описанной в "Тарасе Бульбе"), но затем разочаровался в этой идее и отправился в Италию:
"Максим вздохнул. Он был романтик и когда‑то мечтал о новой сечи."
"– Вздыхал и я когда‑то о сечи, об ее бурной поэзии и воле… Был даже у Садыка в Турции.
– И что же? – спросили молодые люди живо.
– Вылечился, когда увидел ваше «вольное козачество» на службе у турецкого деспотизма… Исторический маскарад и шарлатанство!.. Я понял, что история выкинула уже всю эту ветошь на задворки и что главное не в этих красивых формах, а в целях… Тогда‑то я и отправился в Италию."