1. Абдулла Орипов
Имя Абдуллы Орипова знакомо каждому узбекистанцу – он автор слов гимна нашей страны. Творчество поэта – это новая страница в современной узбекской литературе. В своих стихах А. Орипов затрагивает тему народа, Родины и любви к ней. Поэт помимо создания авторских произведений также перевел множество работ зарубежных авторов, таких как А. Пушкин, Данте Алигьери, Т. Шевченко и др. Значение поэзии А. Орипова было отмечено Президентом Исламом Каримовым – в 1998 году он был удостоен звания «Герой Узбекистана».
2. Муножат Йулчиева
Имя Муножат Йулчиевой переводится как «мелодия», что в полной мере отражает ее душу и то, чем она занимается. Она родилась в одном из селений в Андижанской области, в семье, где росли 8 детей. В 1978 году приехала в Ташкент и поступила в музыкальную консерваторию, где педагоги сразу заметили ее талант. Во время учебы ей предложили перевестись учиться в Москву, но она отказалась и осталась на родине. С тех пор много лет, и сейчас Муножат Йулчиева признанная исполнительница классических узбекских песен – макомов – не только в Узбекистане, но и в Европе. Ее творчеством восхищаются, как и профессионалы, так и простые слушатели.
3. Эркин Вахидов
Творчество Эркина Вахидова знакомо каждому узбекистанцу, ведь его произведения включены еще в школьную программу. Он один из самых ярких представителей современной узбекской литературы. Главную тему в его творчестве занимает любовь к Родине и вера в ее будущее. Поэт Роберт Рождественский восхищался Эркином Вахидовым и говорил об искренности его творчества. Помимо написания собственных стихов, Э. Вахидов также переводил на узбекский язык работы зарубежных авторов. В 1999 году поэт был удостоен звания Герой Узбекистана.
4. Мухаммед Садык Мухаммед Юсуф
Известный мусульманский ученый и муфтий. Шейх Мухаммад также является соучредителем и членом Совета секретарей Всемирного союза мусульманских улемов. Родился в 1952 году в Андижане. Закончил Ташкентский Исламский институт им. имама Бухари в 1975 году. Всю свою жизнь посвятил изучению ислама, постоянно принимает участие в научных конференциях, семинарах, собраниях и встречах по всему миру. Написал большое количество духовно-просветительских произведений, статей и проповедей. Шейх Мухаммад, авторитетнейший ученый богослов исламского мира, скоропостижно скончался сегодня, 10 марта, в Ташкенте.
5. Озод Шарафиддинов
О. Шарафиддинов – один из самых талантливых представителей узбекской интеллигенции. Литературовед, публицист, переводчик, ученый, профессор – все эти профессии сочетались в одном человеке. В 60-х годах выпустил цикл злободневных статей, посвященных проблемам художественной литературы. По мнению многих критиков, они подарили узбекской литературе новое дыхание. Его труду принадлежат многочисленные переводы романов мировых авторов на узбекский язык, которые он публиковал в журнале «Жахон адабиети». Он возглавлял издание на протяжении восьми лет с 1997 до конца жизни в 2005 году. Ученый также трудился педагогом в течение 40 лет в Национальном Университете Узбекистана. Написал такие произведения, как «Борцы за независимость», «Осознание Чулпана», «Президент» и др. За свои заслуги был удостоен званий «Герой Узбекистана», «Заслуженный деятель науки Узбекистана», награжден орденами «Мехнат шухрати», «Буюк хизматлари учун», лауреат государственной премии имени Беруни
Руина. Со смертью Богдана Хмельницкого молодое украинское государство начала терять добытое в борьбе. Юрий не сумел продолжить отцовское дело. Между казацкой старшиной началась борьба за власть, или, как тогда еще говорили, "за булаву-". Часть казаков встала на сторону Польши, другая кричала союз с Россией.
Война фактически разделила Украину пополам и углубила разруху. На юге Украины воцарились турки и татары.
Польша и Россия, ослабленные войной, в 1667 году подписали в селе Андрусов под Смоленском перемирие. Без ведома гетмана украинские земли поделили пополам по Днепру. Так Левобережья отошло под контроль Российского государства, а Правобережье закрепили за Польшей.
Фото Стасевича Г.З., 2006 г.Бронзовая скульптура на невысоком ступенчатом постаменте. Молодой Максим Горький в рубашке-косоворотке присел отдохнуть на скамейке, положив рядом сброшенное пальто. В его фигуре, в выражении лица - романтическая возвышенность, благородство. Он погружен в глубокие раздумья. Памятник находится на видном месте и хорошо просматривается с проспекта.
Фото Стасевича Г.З., 2006 г.Надо отметить, что М. Горький с исключительным вниманием и интересом относился к Беларуси, ее литературе и искусству. Об этом свидетельствуют его письма, воспоминания о встречах с ним.
В 1910 г. группа белорусских учителей посетила Алексея Максимовича на острове Капри. Один из них, А. Посох, рассказывал о том, как тепло встретил их писатель, подробно расспрашивал о жизни, о белорусской литературе, о Янке Купале и Якубе Коласе. "По Алексея Максимовича, - вспоминает учитель, - я прочитал на память стихи Я. Купалы "А хто там идзе?" и "Мужык". Горький был в восторге от простоты и силы купаловской поэзии… Просил вспомнить и прочесть другие его стихотворения". Узнав, что у белорусского поэта уже вышел сборник стихов, А.М. Горький попросил прислать ему.Возвратившись на родину, А.Посох выслал на Капри купаловскую "Жалейку" и "Песни печали" Я Коласа. Книги понравились Горькому. В 1910 г. он писал поэту А.С. Черемнову:М. Горький первый из русских писателей заметил и высоко оценил силу и талант этих, тогда еще молодых белорусских поэтов. В феврале 1911 г. в журнале "Современный мир" в статье "О писателях-самоучках" появился его отзыв о молодой литературе белорусов, там же был помещен сделанный им перевод на русский язык стихотворения "А хто там идзе?".
М. Горький интересовался не только белорусской литературой, но и развитием науки в Беларуси. Поэтому не случайно, когда была создана Белорусская Академия наук, его избрали почетным академиком.В июне 1936 г. Горький умер. На смерть поэта Янка Купала написал стихотворение "Памяти М. Горького".Именем Горького названы в Минске улица, библиотека, русский драматический театр.