Наша речь — строго организованная система, действующая по своим законам, и каждый ее элемент подчиняется общему порядку. Слова соединяются в словосочетания, словосочетания — в предложения, а они, в свою очередь, составляют единый текст.
Так, например, смысловая связь между предложениями может быть различной, но она есть всегда. Найдем доказательства этого в тексте В. Солоухина.
Предложения 11 и 12 проясняют смысл «плана мести» и тем самым раскрывают смысл предложения 10 и поддерживают логику повествования. Содержание предложений 56 и 57 противопоставлено содержанию предложения 55, и это противопоставление раскрывает смятение рассказчика. Без него читателю не был бы понятен переворот, случившийся в сознании школьника, передумавшего мстить обидчику.
Действительно, «как предложение строится по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определенным правилам». Филолог Солганик Г.Я. сделал совершенно верное наблюдение
Монолог — это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога должны быть объединены и по смыслу, и грамматическими средствами.
Обратимся к рассказу В. Солоухина. Все предложения в данном тексте вступают в смысловые и грамматические отношения. Так, заменяя существительное «Витька» местоимением «он» (предл. 7, 14, 25, 26, 60, 62), писатель связывает предложения по смыслу, разворачивает свою мысль.
Кроме того, смысловая связь между предложениями может быть передана синтаксическими средствами. Например, вводное слово «значит» в предложении 28 подсказывает нам, что за ним последует вывод из предыдущего предложения.
Таким образом, можно сделать вывод: прав был известный филолог Н.М. Шанский, утверждавший, что «в монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».