Әрбір жер-су атауының өзіндік сыры бар. Қазақ оны белгілі дүниелерге орайлас қояды. Астарына үңілсең көптеген деректі кезіктіресіз. Ұлан-байтақ қазақ даласында мұндай қастерлі орындар көп. Қазақылықтың қаймағы бұзылмаған Сыр бойында осындай жер-су атаулары жетерлік. Мәселен, өзіміз тұратын аудан туралы «Тарихы терең, тамыры кенен – Қазалы», «Қасиетті Қазалы», «Қазыналы Қазалы» деген тіркестерді жиі қолданамыз. Алайда бұл өлкенің не себепті Қазалы атанғандығы туралы өзгелер сұрай қалса, кейбір қазалылықтар жауап таппай қиналып қалады. Осы орайда оқырман назарына ел аузында жүрген «Қазалы» сөзінің мән-мағынасы туралы бірнеше болжамды ұсынып отырмыз.
Мінездеу[1]– әдеби кейіпкерді таным-түсінігі мен мінез-құлқын таныта даралай суреттеу. Түрлі тәсілдер арқылы жасалады. Тура мінездеу кейіпкердің мінез-құлқын айнытпай, сол қалпында баяндаса, жанама мінездеу оған қатысты құбылыстар мен заттарды суреттеу арқылы қаһарман бейнесін ашып көрсетеді. Адамның сезімдік көңіл-күйін, күйініш-сүйінішін, қимыл-әрекеті мен кескін-кейпін бейнелеу үшін оның өз сөзі мен өзгемен арадағы әңгімесін келтіру, сондай-ақ түрлі табиғат құбылыстарын суреттеу – осының бәрі әдебиеттегі адамның ішкі әлемін тануға, сырт пішінін анықтауға аса қажетті тәсілдер. Бұл әдістер бірін-бірі толықтырып, айқындай түседі, мінездеу үшін маңызды рөл атқарады. Осыған байланысты портреттік, психологиялық, сөйлесудегі мінездеу деген топтарға жіктеледі.
Основу вероучений и догматики ислама составляет 5 положений, называемых "столпами веры", указывающих важнейшие обязанности мусульманина:
-исповедание веры, произнесение "шахады" - вероучительной формулы ("нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его");
-ежедневная пятикратная молитва (намаз);
-соблюдение поста (ураза) в месяц рамадан;
-добровольный налог, предназначенный в неимущим единоверцам (закят);
-паломничество к святыням ислама в Мекку (хадж).
Особенности ислама:
-отсутствие церкви как социального института;
-богослужение может совершать любой член религиозной общины (уммы);
-простота культа (исполнение пяти "столпов веры");
-молитве предшествует ритуал омовения;
-наличие обряда инициации (суннат) для мальчиков;
-следование традициям и беспрекословное подчинение запретам.
Священной книгой мусульманской религии является Коран (буквально с арабского - "чтение"), текст которого создал Аллах. Аллах через архангела передавал Коран Мухаммеду в виде откровений.
Коран содержит 114 глав (сур), разбитых на рифмизированные стихи (аяты). Самые длинные суры идут в начале книги, самые короткие - в конце. Многие сюжеты Корана - сотворение мира и человека, грехопадение и другие - схожи с библейскими, а действующие лица с новозаветными.
Коран иСунна. Коран является не только главной книгой мусульман, но и замечательным памятником мировой культуры. Коран условно разделен на суры, содержащие откровения Аллаха Мухаммеду в Мекке, и в Медине. Коранические тексты, произнесенные Мухаммедом в Мекке, делят обычно на три части - в соответствии со временем, когда они родились. Сначала это были проповеди краткие, отрывистые и эмоциональные, содержащие, главным образом, отповедь многобожия, живое описание конца света перед Судным днем, мучения неуверовавших в аду. Суры, произнесенные в этом периоде, называют обычно поэтическими. Они сильно ритмизированны. Именно эти части - начало Корана - воспринимаются как речи вдохновенного прорицателя или поэта. Их бессвязность, кажущаяся непонятность - нарочитая, это - особенность стиля, призванная доказать божественность происхождения текста.
Суры следующего периода называют "рахманскими". В это время Аллах постоянно и настойчиво называется именем-прозвищем Рахман- Милостивый. Здесь устами Мухаммеда разъясняется могущество Бога, то, как он, создавший этот мир и все сущее, - строг и суров. В то же время он милостив и милосерден к людям. Люди же должны полностью предать себя воле Аллаха, никогда нет забывать о нем, почитать его и помнить о грядущем суде.
Третий период мекканских проповедей называют "пророческим": они составили основные повествовательные тексты, в которых главным аргументов для увещевания соотечественников Мухаммеда стала "история". Пророк напоминал людям о древних героях и вероучении: Нухе-Ное, Луте-Лоте, Ибрахиме-Аврааме, Иисуфе-Иосифе, Исе-Иисусе. Все они были пророками и посланниками единого Бога: все они старались наставить людей на путь истинный, все подвергались преследованиям. В конце концов Аллах всегда возвышал своего пророка, а его противников унижал или вовсе уничтожал. Рассказывает Коран и о великих героях и мудрецах: "Двурогом Александре Македонском, Дауде-Давиде. Всеми этими историями о Коран запугивал мекканцев, чтобы привлечь их на сторону Мухаммеда. Все эти многократно повторяющиеся истории составили комплекс историко-этических повествований, которые мало назвать сказаниями Корана. Со временем они стали одной из важных сторон мусульманской культуры. К кораническим мотивам добавилось множество других, почерпнутых из культурного наследия разных народов, принявших ислам. В мусульманской литературе возникает специальный жанр "Рассказы о пророках". О древних героях писались поэмы, складывались легенды.
Коранические сказания не только пронизывают мекканские сурры, но и часто встречаются и в следующем этапе "ни " - мединском. Главной идеей мединских проповедей стала мысль о том, что именно ислам (а не иудаизм и христианство) несет людям истин
Объяснение: