Название «Детство» отражает замысел писателя — рассказать о своей жизни. Название «Бабушка» отражает благодарность Горького тому человеку, которого он любил в детстве, но не показывает общей художественной задачи.
Отношения с людьми в доме деда сложились у мальчика по-разному. В доме жило большое количество родственников, которые не любили друг друга, постоянно ссорились из-за наследства. В такой среде мальчику было очень плохо.
Деда Алеша не любил, потому что тот был жестким человеком, но мальчик испытывал к деду интерес из-за некоторой незаурядности его характера.
Бабушку мальчик полюбил сразу, её характер был жизнелюбивым, и эту любовь к жизни она передавала окружающим.
Мальчик полюбил и Цыганка, особенно был благодарен ему за тот случай, когда тот пытался защитить его от порки.
Дядья вызывали у него любопытство, сочетающееся с недоверием: эти люди постоянно ссорились из-за наследства, ненавидели друг друга, тем самым рождали невыносимую обстановку в доме.
Выражение «свинцовые мерзости русской жизни» называет те реалии жизни, которые были характерны для того времени: склоки из-за наследства, конфликты всех со всеми, желание сделать плохо ближнему. Горький говорит, что об этом нужно писать, для того чтобы возникло желание бороться.
С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.
Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.
С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.
Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.
Отношения с людьми в доме деда сложились у мальчика по-разному. В доме жило большое количество родственников, которые не любили друг друга, постоянно ссорились из-за наследства. В такой среде мальчику было очень плохо.
Деда Алеша не любил, потому что тот был жестким человеком, но мальчик испытывал к деду интерес из-за некоторой незаурядности его характера.
Бабушку мальчик полюбил сразу, её характер был жизнелюбивым, и эту любовь к жизни она передавала окружающим.
Мальчик полюбил и Цыганка, особенно был благодарен ему за тот случай, когда тот пытался защитить его от порки.
Дядья вызывали у него любопытство, сочетающееся с недоверием: эти люди постоянно ссорились из-за наследства, ненавидели друг друга, тем самым рождали невыносимую обстановку в доме.
Выражение «свинцовые мерзости русской жизни» называет те реалии жизни, которые были характерны для того времени: склоки из-за наследства, конфликты всех со всеми, желание сделать плохо ближнему. Горький говорит, что об этом нужно писать, для того чтобы возникло желание бороться.