Во время поездки на Святую землю, Гоголь переживал жесточайшей духовный кризис. Писатель отказался от многих своих убеждений, критически пересмотрел написанное. Он выдвинул идею нравственного усовершенствования личности через смирение, впал в глубокую религиозность. В 1842 году вышла книга «Выбранные места из переписки с друзьями», которая из-за «учительного », проповеднического тона у многих вызвала неприятие. В это время он мечтает о поездке по России «от монастыря к монастырю », в 1850-1851 годах трижды посещает Оптину пустынь, где интенсивно общается со старцем Матвеем, мечтает о монастырской жизни, отказывается от литературного творчества. Смерть Гоголя потрясла общество. Ушел художник, «не досказав своего слова» (Аксаков). «Это была натура особливая, которая по кончине сделалась еще таинственнее и еще мудрее для уразумения, чем была при жизни, и которую судить простою меркою, по обыкновенным нашим понятиям, нельзя и не должно» (М. Погодин). По словам И. С. Тургенева «Эта страшная смерть — историческое событие — понятна не сразу; это тайна, тяжелая, грозная тайна». С позиций религиозного философа оценивает Гоголя Д. Андреев: «Задача, которую предчувствовал Пушкин, которую разрешил бы, вероятно, к концу своей жизни Лермонтов, встала перед Гоголем с исключительной жгучестью. Ему был дан страшный дар — дар созерцания изнанки жизни и дар художественной гениальности, чтобы воплотить увиденное... Гоголь — это первый гений русской литературы, внесший и утвердивший эту русскую литературу на высоту духовной водительницы общества, учительницы жизни, указательницы идеалов». Сделать так, чтобы Россия осознала свое несовершенство, неприглядность своей жизни — задача, которую, считает Д. Андреев, Гоголь выполнил.
Но в последние годы жизни Гоголь к той же задаче обращается иначе — не системой художественных образов и открытий, а словом проповедника и публициста. Так в русской литературе начинается ее откровенно учительный путь. Пребывание на нем Гоголя совпадает с духовным кризисом.
Уметь читать книгу— означает пристально смотреть за мыслью создателя, сопереживать его героям, стараться осознать главное, что желал сказать нам писатель собственной книжкой. Доверительный разговор происходит, когда читатель отыскивает ответы на те вопросы, которые поднимает создатель, либо находит в книжке ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и услаждается чтением.
Доверие— это уверенность в искренности и корректности слов собеседника.
Доверительный разговор— это разговор искренний, добросовестный, открытый.
Уметь читать книгу— означает пристально смотреть за мыслью создателя, сопереживать его героям, стараться осознать главное, что желал сказать нам писатель собственной книжкой. Доверительный разговор происходит, когда читатель отыскивает ответы на те вопросы, которые поднимает создатель, либо находит в книжке ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и услаждается чтением.
Доверие— это уверенность в искренности и корректности слов собеседника.
Доверительный разговор— это разговор искренний, добросовестный, открытый.
Но в последние годы жизни Гоголь к той же задаче обращается иначе — не системой художественных образов и открытий, а словом проповедника и публициста. Так в русской литературе начинается ее откровенно учительный путь. Пребывание на нем Гоголя совпадает с духовным кризисом.