Екатерина ІІ в 1775г. провела реформу, которая ориентировалась на укреплении власти дворянства.
Объяснение:
- отменила провинции и должность воеводы, количество губерний увеличилось в несколько раз, губернии состояли из уездов;
- глава губернии назначался императором, помимо главы назначались губернский прокурор и два советника. Отраслевые органы правления губернией – казенная палата (следила за всеми расходами и доходами губернии) и приказ общественного презрения (отвечал за школы и больницы);
- дворянством уезда избирались земский исправник и нижний земский суд, которые возглавляли уездную администрацию;
- для отстаивания интересов уездного дворянства разрешалось проводить собрания, которые возглавлялись уездным предводителем;
- в 1785г. издана Жалованная грамота дворянству, в которой учредились губернские дворянские собрания, главу которых избирали из уездных дворянских предводителей;
- в 1785 г. издана Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи, согласно которой все жители делились на 6 сословий в зависимости от материального положения, роли в обществе, профессии и т.д.
- согласно Жалованной грамоте городам к магистрам добавились городская дума и городской голова;
- установили «собрание Градского общества». На нем могли присутствовать все горожане, однако право голоса имели только те, кому исполнилось 25 лет и имеющие капитал. На градским собранием выбирались градский глава, бургомистры и ратманы, заседатели магистрата и суда, старосты и депутаты.
Гроза двенадцатого года еще спала... Еще Наполеон не испытал великого народа, еще грозил и колебался он, — так писал Пушкин о том времени, исчерпывающая характеристика которого очень трудна: столько разнообразнейших явлений одновременно осаждают память историка.
Из всех войн Наполеона война 1812 г. является наиболее откровенно империалистской войной, наиболее непосредственно продиктованной интересами захватнической политики Наполеона и крупной французской буржуазии. Еще война 1796 — 1797 гг., завоевание Египта в 1798 — 1799 гг., вторичный поход в Италию и новый разгром австрийцев как-то прикрывались словами о необходимости борьбы против интервентов. Даже Аустерлицкая кампания изображалась наполеоновской прессой как «самозащита» Франции от России, Австрии и Англии. Даже разгром и порабощение Пруссии в 1806 — 1807 гг. являлись для среднего французского обывателя справедливой карой прусскому двору за дерзкий ультиматум, посланный Фридрихом-Вильгельмом III «миролюбивому» императору Наполеону, которому жить не дают беспокойные соседи. О четвертом разгроме Австрии в 1809 г. Наполеон и подавно не переставал говорить как о войне «оборонительной», вызванной австрийскими угрозами. Только о вторжении в Испанию и Португалию принято было помалкивать.
Все эти фантазии и лживые выдумки в 1812 г. никого уже не обманывали во Франции, да и в ход почти вовсе не пускались.
Заставить Россию экономически подчиниться интересам французской крупной буржуазии и создать против России вечную угрозу в виде вассальной, всецело зависимой от французов Польши, к которой присоединить Литву и Белоруссию, — вот основная цель. А если дело пойдет совсем гладко, то добраться до Индии, взяв с собой уже и русскую армию в качестве «вс войска».
Для России борьба против этого нападения была единственным средством сохранить свою экономическую и политическую самостоятельность не только от разорения, которое несла с собой континентальная блокада, уничтожившая русскую торговлю с англичанами, но и от будущего расчленения: в Варшаве не скрывали, что одной Литвой и Белоруссией поляки не удовлетворятся и что надеются со временем добраться при того же французского цезаря до Черного моря. Для России при этих условиях война 1812 г. явилась в полном смысле слова борьбой за существование, обороной от нападения империалистского хищника.
Отсюда и общенародный характер великой борьбы, которую так геройски выдержал русский народ против мирового завоевателя.
Чем была война 1812 г. в общей исторической системе, в последовательном видоизменении революционных и наполеоновских войн? Нельзя не вспомнить здесь ту отчетливую схему, прямо подводящую к ответу на поставленный вопрос, которую дает В. И. Ленин: войны Французской революции, которые велись против интервентов во имя защиты революционных завоеваний, обращаются с течением времени в завоевательные войны Наполеона, а эти завоевательные, грабительские, империалистские войны Наполеона в свою очередь порождают национально-освободительное движение в угнетенной Наполеоном Европе, и теперь уже войны европейских народов против Наполеона являются национально-освободительными войнами.
Война 1812 г. была самой характерной из этих империалистских войн. Крупная французская буржуазия (особенно промышленная) нуждается в полном вытеснении Англии с европейских рынков; Россия плохо соблюдает блокаду, — нужно ее принудить. Наполеон делает это первой причиной ссоры. Той же французской буржуазии, на этот раз и промышленной и торговой, необходимо заставить Александра I изменить декабрьский таможенный тариф 1810 г., неблагоприятный для французского импорта в Россию. Наполеон делает это вторым предметом ссоры. Чтобы создать себе нужный политический и военный плацдарм против России, Наполеон стремится в том или ином виде создать для себя сильного, но покорного ему вассала на самой русской границе, организовать в тех или иных внешних формах польское государство, — третий повод к ссоре. В случае удачи затеваемого похода на Москву Наполеон говорит то об Индии, то о «возвращении через Константинополь», т. е. о завоевании Турции и уже заблаговременно посылает (в 1810, 1811, 1812 гг.) агентов и шпионов в Египет, в Сирию, в Персию.
Местное самоуправление при Екатерине II
Серьезные новации в управлении страной, в том числе на местном уровне связаны далее с царствованием Екатерины II (1762—1796), названным временем абсолютизма. Пик ее реформ приходится на 1770—1780-е гг. К этому времени Россия выиграла войну с Польшей, войну с Турцией, был подавлен бунт Пугачева. Страна становится сильной и стабильной. Жесткая централизация перестает быть необходимой, кроме этого царица желает слыть монархиней, переписывается с Вольтером, следовательно, можно ослабить централизацию власти, вводить на местах начала самоуправления. Говоря современным языком, царица остается безусловным доминирующим актором, обладающим всеми мыслимыми ресурсами. Вместе с тем, помимо силовых, она начинает использовать компромиссные стратегии, и кроме неформальных, начинает вводить формальные институты. Идеологию царицы можно отнести к утилитаристской с элементами самоуправленческой.
Высшими органами государственной власти при Екатерине Великой являлись: Императорский Совет, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, — орган, занимавшийся внутренней политикой; Сенат, который с 1763 г. превращается в высшее административно-судебное учреждение. На вершине пирамиды находилась самодержица всероссийская — государыня-императрица. Однако, в отличие от Петра, когда единственным источником права и закона считалась воля государева, Екатерина провозглашает идею «законной монархии», отмечает необходимость проведения реформ с целью улучшения государственного строя и укрепления законности (Наказ 1766 г. и последующие ее акты вводят систему формальных институтов).
В 1775 г. вступают в силу «Учреждения для управления губерний всероссийской империи». Число губерний при этом примерно удваивалось (стало около 50). Основной целью деления было у и унифицировать управление, сделать губернии приблизительно равными по численности населения (400 тыс. человек). Губернии делились на уезды по 30 тыс. человек. Ни географические, ни национальные особенности не учитывались.
Во главе губернии стоял губернатор (генерал-губернатор) или наместник, назначаемый и смещаемый царицей, концентрировавший в своих руках исполнительно-распорядительные и полицейские функции.