Вопрос о будущем либерализма в России, несмотря на его кажущуюся академичность, имеет принципиальное значение в сегодняшней ситуации выбора.
Один выдающийся философ Ортега - и - Гассет в свое труде «Восстание масс» высказывает мысль о том, что «либерализм – это тот правовой политический принцип, согласно которому общественная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается, даже в ущерб своим интересам, предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и говорит иначе, чем она сама, то есть иначе, чем большинство. Либерализм сегодня свои права, права большинства добровольно делит с меньшинством - это самое яркое и положительное явление когда-либо виданное в истории. Либерализм провозглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами».
Диапазон возможных ответов на вопрос о будущем либерализма в России очень широк. Этому свидетельствуют разнообразные «за» и «против», которые выдвигаются или могут быть выдвинуты при обсуждении перспектив либерализма в России.
Авторы пытаются привести перечень аргументов, предрекающих либерализму в России незавидное будущее. При этом сам термин «либерализм» по их мнению будет пониматься широко и как определенное политическое движение, и как система определенных мировоззренческих принципов и идей, и как определенный набор социальных институтов, отвечающих этим принципам.
В начале XX в. начинается процесс объединения капиталов в форме акционерных обществ. В Минске действовало акционерное общество спичечной фабрики «Молния» , в Гродно — табачной фабрики «Неман» . Российским и зарубежным акционерным обществам принадлежали льнопрядильная фабрика «Двина» , электрическая станция и трамвай в Витебске.
Активно велось железнодорожное строительство. В крупные железнодорожные узлы превратились Минск, Витебск, Брест, Барановичи, Гомель.