Предполагается, что со времени правления Анитты, а возможно, и ранее происходило постепенное распространение индоевропейских неситских племен по всей центральной части Анатолии, где до сих пор проживали хатты. В период этого хаттско-хеттского соприкосновения, длившегося несколько столетий, в течение которых пришлые индоевропейцы сливались с аборигенным населением, хаттский язык был вытеснен хеттско-неситским, который одновременно и сам претерпел определенные изменения (в фонетике, лексике, морфологии) . В результате слияния индоевропейцев с коренными хаттскими племенами в Центральной Малой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVII в. до х. э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов.
2. ДРЕВНЕХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ок. 1650-1500 гг. до х. э. ) Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссаром, который был столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли какие-то общественные и культурные изменения, которые выразились, между прочим, в том, что хеттская канцелярия сменила официальный староассирийский аккадский диалект и письменность на народный язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. Основателем собственно Хеттского государства его историческая традиция считала не первых известных нам правителей Куссара, т. е. Питхану или Анитту, а Лабарну, тоже царя Куссара, но более позднего времени. В начале царствования, когда "страна была мала", Лабарна силой оружия покорил соседние области. Затем он двинулся на юг и север Малой Азии, распространив власть хеттов на территории "от моря до моря" (т. е. от Средиземного до Черного моря) .
В Куссаре воцарился и следующий правитель хеттов - Хаттусили I (он же Лабарна II); Хаттусили ("Хаттуским") он назван был потому, что из стратегических соображений перенес центр своего царства из Куссара на север, в Хаттусу. С этого времени Хаттуса, которая, видимо, после покорения ее Аниттой подчинялась Куссару, становится столицей хеттов и остается ею вплоть до падения Хеттского государства. Название "Хатти" стало употребляться для обозначения Хеттского государства в целом.
После завоевания ряда областей в Малой Азии Хаттусили отправился в поход в Северную Сирию. Подчинив Алалах (современное городище Телль-Атшана) , одно из сильных хуррито-семитских государств Северной Сирии, Хаттусили победил два крупных города этой же области - Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) - и начал длительную борьбу против третьего - Халеба, однако из-за болезни не смог довести дело до конца; это выпало на долю его преемника Мурсили I.
Покорив Халеб, Мурсили пошел на далекий Вавилон, которым правил Самсудитана из династии Хаммурапи, захватил город и в 1595 г. до х. э. разрушил его, взяв большую добычу. Во время походов в Халеб и Вавилон Мурсили победил также хурритов, живших по левому берегу Евфрата в Северной Месопотамии.
Военные операции Хаттусили I и Мурсили I в Северной Сирии и Месопотамии имели известное влияние на ход событий на всем Ближнем Востоке. Победы хеттов над Алалахом, Халебом и другими царствами заложили основы хеттского господства в Северной Сирии. С этих пор вопрос о Сирии всегда стоял как один из главнейших во внешней политике Хатти. Победой же над Вавилоном был положен конец правлению I Вавилонской династии. Эти крупные победы имели огромное значение для хеттов: с этого времени их государство стало в ряд крупных государств Ближнего Востока, превратилось в могущественную в военном отношении державу, с которой не смогли справиться ни "великое царство" Ямхад, ни Вавилон.
В период правления Хаттусили I и Мурсили I начались военные столкновения между хеттами и хурритами. Хурриты с Армянского нагорья и из Северной Сирии начали набеги на Хатти, опустошая восточные провинции хеттов. В самом начале царствования Хаттусили I хурриты из Митанни (Северная Месопот
Сила и слабость католической церкви. Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплоченной и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол. Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения той критике, которая звучала в ее адрес со стороны простых верующих. А упрекали ее ни больше ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветскогообраза жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «теплые» местечки. Осуждая «нетрудовой доход», церковь активно занималась прибыльной деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой. Важной статьей ее доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. sine сига — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни. Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб ее прямому назначению — заботе о душ верующих.
2. ДРЕВНЕХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО (ок. 1650-1500 гг. до х. э. )
Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссаром, который был столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли какие-то общественные и культурные изменения, которые выразились, между прочим, в том, что хеттская канцелярия сменила официальный староассирийский аккадский диалект и письменность на народный язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. Основателем собственно Хеттского государства его историческая традиция считала не первых известных нам правителей Куссара, т. е. Питхану или Анитту, а Лабарну, тоже царя Куссара, но более позднего времени. В начале царствования, когда "страна была мала", Лабарна силой оружия покорил соседние области. Затем он двинулся на юг и север Малой Азии, распространив власть хеттов на территории "от моря до моря" (т. е. от Средиземного до Черного моря) .
В Куссаре воцарился и следующий правитель хеттов - Хаттусили I (он же Лабарна II); Хаттусили ("Хаттуским") он назван был потому, что из стратегических соображений перенес центр своего царства из Куссара на север, в Хаттусу. С этого времени Хаттуса, которая, видимо, после покорения ее Аниттой подчинялась Куссару, становится столицей хеттов и остается ею вплоть до падения Хеттского государства. Название "Хатти" стало употребляться для обозначения Хеттского государства в целом.
После завоевания ряда областей в Малой Азии Хаттусили отправился в поход в Северную Сирию. Подчинив Алалах (современное городище Телль-Атшана) , одно из сильных хуррито-семитских государств Северной Сирии, Хаттусили победил два крупных города этой же области - Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) - и начал длительную борьбу против третьего - Халеба, однако из-за болезни не смог довести дело до конца; это выпало на долю его преемника Мурсили I.
Покорив Халеб, Мурсили пошел на далекий Вавилон, которым правил Самсудитана из династии Хаммурапи, захватил город и в 1595 г. до х. э. разрушил его, взяв большую добычу. Во время походов в Халеб и Вавилон Мурсили победил также хурритов, живших по левому берегу Евфрата в Северной Месопотамии.
Военные операции Хаттусили I и Мурсили I в Северной Сирии и Месопотамии имели известное влияние на ход событий на всем Ближнем Востоке. Победы хеттов над Алалахом, Халебом и другими царствами заложили основы хеттского господства в Северной Сирии. С этих пор вопрос о Сирии всегда стоял как один из главнейших во внешней политике Хатти. Победой же над Вавилоном был положен конец правлению I Вавилонской династии. Эти крупные победы имели огромное значение для хеттов: с этого времени их государство стало в ряд крупных государств Ближнего Востока, превратилось в могущественную в военном отношении державу, с которой не смогли справиться ни "великое царство" Ямхад, ни Вавилон.
В период правления Хаттусили I и Мурсили I начались военные столкновения между хеттами и хурритами. Хурриты с Армянского нагорья и из Северной Сирии начали набеги на Хатти, опустошая восточные провинции хеттов. В самом начале царствования Хаттусили I хурриты из Митанни (Северная Месопот