Персидская империя достигала вершины могущества при Ахеменидской династии - Кире Великом и Дарии (шестое столетие до Р. Х.) , объединяя под своей властью весь Ближний Восток.
Столицей державы Ахеменидов был Персеполис, именуемый иранцами «Тахте джамшид» (трон Джамшида) – «столица мира» , основанная в 520 году до Р. Х. Дарием (Дараявахуш) – преемником завоевателя Кира Великого (Куруш-е бозорг) . Находится она в провинции Фарс, примерно в 25 километрах от Шираза – сегодня большого цветущего города, знаменитого своими садами, подернутого утонченным тленом и декадансом.
Персеполис располагался в живописной долине, расстилающейся перед дугой из гор, к которой вплотную примыкал грандиозный царский дворец – из него весь Персеполис был виден как на ладони. Столицу персидской империи сжег Александр Македонский, и сегодня от нее ничего не осталось, кроме развалин этого самого дворца, поражающих своими размерами и монументальностью. Огромные колонны, изваяния фантастических быков с крыльями и рельефы, изображающие процессию покоренных народов, несущих подношения земному владыке, – вот главное, что запечатлевается в памяти после посещения Тахте джамшир. У восточной двери комплекса изображен царь царей Дарий I, восседающий на троне; позади него – наследник Ксеркс. От жилых покоев царя сохранилась надпись: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец» .
В течение истории Персидской империи пять городов выступали в качестве ее столицы. Первым был Пасаргад, построенный Киром в честь победы над Мидией. Он находился в отдаленном уголке царства, и поэтому управлять империей из него было затруднительно. Кир перестроил Вавилон в качестве своей новой столицы, когда покорил Месопотамию. Дарий перевел административный центр в Сузы, древнюю столицу Элама. Это было удобно, так как город располагался на пересечении транспортных сухопутных и речных путей.
Однако невыносимая жара в летние месяцы вынудила правителей Персии перевести столицу в высокогорные Экбатаны, бывшую столицу Мидии в Загросе. В 520 г. до н. э. Дарий начал строительство крупнейшей столицы Персии в Персеполисе. Возведение Персеполиса неоднократно прерывалось и не было завершено к тому моменту, когда примерно 200 лет спустя год был захвачен и сожжен дотла Александром Македонским.
Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.
Хорошая организация, особенно сбор и распределение средств, заведение собственной канцелярии, налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения — всё это привело к тому, что в отличие от Первого ополчения во Втором с самого начала утвердилось единство целей и действий. Пожарский и Минин продолжали собирать казну и ратников, обращаться за в разные города, посылали им грамоты с воззваниями: «…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати» (грамота из Нижнего Новгорода в Вологду и Соль Вычегодскую в начале декабря 1611 года). Власти Второго ополчения фактически начали осуществлять функции правительства, противостоявшего московской «семибоярщине» и независимым от властей подмосковных «таборов», руководимых князем Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Первоначально ополченское правительство сформировалось в течение зимы 1611—1612 гг. как «Совет всея земли». В него вошли руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода, представители других городов. Окончательно оно оформилось при нахождении второго ополчения в Ярославле и после «очищения» Москвы от поляков.весной 1612 ополчение по волге двинулось на москву, там стояло первое ополчение. такде там появился лжедмитрий 3, которого признали, поэтому в ярославле , где стояло 2 ополчение. создали своет всея земли. в августе войска второго ополчения разбили отряд гетмана ходкевича, который шёл к польскому гарнизону. 22 окт.-взяли китай-город, 26 окт.польский гранизон в кремле капитулировал.
На сегодняшний день керамическая ваза является едва ли не самым популярным предметом декорирования, и наличие в доме красивой вазы определяет вкус хозяина, его достаток и чувство стиля.
Как и многие другие вещи, окружающие нас сегодня, вазы берут свое начало с далеких античных времен, когда они были скорее предметом быта, нежели дизайна интерьера.
Первые вазы появились в Древней Греции задолго до начала нашей эры и являли собой сосуд с изящной формой, который оснащен художественными украшениями из красок или лепки. Как правило, вазы делались из глины, а с развитием цивилизации эти предметы стали изготавливать из стекла, металла, фарфора и камня.
Первоначально вазы использовались для хранения напитков, различной пищи и т.д. Вазы с узким горлышком и вытянутым корпусом назывались амфорами и предназначались для вина.
Несколько позже греки стали использовать вазы не для бытовых целей, а для украшения своих домов. Это появлению профессии художника по вазам, задачей которого была расписать или налепить на вазу оригинальные украшения, что делало ее уникальной. Вазы обжигались в глиняных печах и после остывания были готовы к использованию в различных целях.
Немного позже, в период развития Древнего Рима, вазы стали полноценным товаром, который мог быть обменян на продовольствие, шкуры животных или рабов. Стоит отметить, что уже тогда античные вазы считались антикварными и оценивались очень высоко. Согласно одной из историй, один богатый римский землевладелец купил античную вазу с уникальными рисованными узорами у другого купца за целый корабль, груженный солью, которая тогда была едва ли не основной товарной мерой.
В период Средневековья вазы украшали дома благородной знати и служили полноценным и самостоятельным предметом интерьера. В этот же период в Европе стали массово появляться китайские расписные вазы как экзотический товар из восточных земель.
Стоит отметить, что в эпоху Возрождения вазы стали более универсальными – теперь большинство подобных изделий могли служить и для украшения помещения, и для сохранения в них каких-либо продуктов, например, винограда и прочих вкусностей.
С приходом ряда промышленных революций в европейских странах эстетика отошла на второй план, и керамические вазы практически не встречались в широких кругах. Чаще всего старинными вазами интересовались лишь частные коллекционеры или богатые предприниматели для демонстрации своего статуса.
Прагматичный и достаточно суровый ХХ век также не развитию эстетики в интерьере жилища, особенно у бедной прослойки населения. Вазами, как и прежде, интересовались лишь богатые коллекционеры, государственные деятели и предприниматели. Производство керамики было направлено, зачастую, на пищевую промышленность.
Во второй половине столетия вазы стали появляться и в домах рабочих семей. Мир стал стремиться к созданию комфортной для себя среды без оглядки на прагматизм и минималистические убеждения. Конечно же, это были не античные и древнеримские экземпляры, но на то время это были вещи весьма достойные и могли служить хорошим подарком, впрочем, как и сейчас.
На сегодняшний день керамические вазы служат неотъемлемой частью образа дома, в котором люди знают, что такое стильный декор и дизайн интерьера.