Кроме того, подобно стефану пермскому, «и он в какой-то мере выучил греческий язык». некоторые факты позволяют думать, «что автор много путешествовал и побывал в константинополе, на афоне и в иерусалиме». епифаний назван учеником преподобного сергия в заглавии «похвального слова сергию радонежскому», а пахомий логофет, или серб, сообщает, что епифаний много лет, от своей юности, «жил вместе с троицким игуменом». в 1380 году епифаний находился в троице-сергиевой лавре, будучи «уже взрослым, грамотным, опытным книжным писцом и графиком, а также склонным к записям летописного характера наблюдательным человеком». «когда умер сергий радонежский (1392 епифаний премудрый начал делать записи о нем». после смерти сергия в 1392 году епифаний, видимо, перебрался в москву на службу к митрополиту киприану. близко сошёлся с феофаном греком. в 1408 году во время нападения на москву хана едигея, епифаний бежал в тверь, где подружился с архимандритом спасо афанасьева монастрыя корнилием, в схиме кириллом, с которым впоследствии переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и работах феофана грека, его уме и образованности. в этом письме епифаний и себя называет «изографом».в 1410-е годы епифаний вновь поселился в троице-сергиевом монастыре, заняв высокое положение среди братии: «бе духовник в велицей лавре всему братству». умер там около 1420 года (не позже 1422) в сане иероманаха. вопрос о времени кончины епифания дополнительно обсуждается ниже. жил в конце x|v — начале xv века. судя по составленному им житию стефана пермского, епифаний, как и стефан пермский, «учился в ростовском монастыре григория богослова, так называемом затворе, славившемся своей библиотекой». известно, что епифаний «нередко «спирахся» со стефаном о понимании текстов» и по временам выступал как «досадитель». этот факт «наводит на мысль, что если стефан и был старше епифания премудрого, то ненамного». епифаний был хорошо образован. лови))
Внешняя политика Киевского княжества иногда определялась интересами того или иного князя, но, кроме того, было 2 постоянных направления борьбы, требовавших всегда готовности. Первое и главнейшее , разумеется, Половецкая степь, где во второй половине 12 века создавались феодальные ханства, которые объединялись в отдельные племена. Обычно Киев координировал свои оборонительные действия с Переяславлем (находившимся во владении ростово-суздальских князей), и тем самым создавалась более единая линия Рось — Сула. В связи с этим значение штаба такой общей обороны перешло от Белгорода к Каневу. Южные пограничные заставы Киевской земли, расположенные в 10 в. на Стугне и на Суле, теперь продвинулись вниз по Днепру до Орели и Снепорода-Самары.Вторым направлением борьбы было Владимиро-Суздальское княжество. Со времен Юрия Долгорукого северо-восточные князья, освобожденные своим географическим положением от необходимости вести постоянную войну с половцами, устремляли свои военные силы на подчинение Киева, используя для этой цели пограничноеПереяславское княжество. Высокомерный тон владимирских летописцев иногда вводил в заблуждение историков, и они считали порою, что Киев в это время совершенно заглох. Особое значение,конечно, придавалось походу Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого на Киев в 1169 г.
Ак суйек это знать казахского общества. Т.е султаны и все остальные высшие по чину. Кара суйек- "излишки" общества, рабы, крестьяне.