Учебные заведения более высокого уровня — гимнасий. в них преподавался цикл наук — грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки , где изучали тексты величайших авторов, таких, как гомер, еврипид, демосфен и менандр; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические ).
Указ о сыске беглых, опубликованный петром i 16 февраля 1707 году, является очередным этапом полного закрепощения крестьян. процесс юридического оформления (и оправдания) крепостного права происходил по крайней мере с издания соборного уложения 1649 года, которое отменило так называемые урочные лета и ввело сыск беглых крестьян. модернизируя российское государство, пётр опирался главным образом на передовое дворянство. парадоксально, но царь-реформатор соизволил ужесточить такое архаичное для того времени явление, как крепостное право. в странах европы в тот период происходил обратный процесс: крепостничество - там, где оно сохранялось – становилось мягче, а его значение было не столь велико (на фабриках и заводах, например, работали наёмные рабочие, лично свободные, а в россии вплоть до 1861 года основу «пролетариата» составляло крепостное крестьянство). указа о сыске беглых указ, как и подобные ему законодательные акты, способствовал дальнейшему закрепощению крестьян. крепостное право стало своего рода государственной повинностью для крестьян, их единственной обязанностью. власть помещика над крепостным приобретала практически форму рабства – зависимые граждане лишались практически всех прав.шансы беглого крестьянина на то, что ему удастся скрыться от преследования, сильно уменьшились – укрывать у себя беглецов стало невыгодно. противодействие крепостничеству с этого года наказывалось как государственное преступление. само по себе крепостное право рассматривалось некоторыми исследователями как необходимая или, по крайней мере, неизбежная черта национальной культуры, происходящая из-за слабого развития индивидуализма.
Арабський халіфат проіснував довше