Єгиптяни… майже в усьому встановили звичаї, протилежні до звичаїв інших людей. Адже в їхній країні жінки ходять на базар і займаються дрібною торгівлею, а чоловіки залишаються вдома і тчуть. Причому інші люди тчуть, штовхаючи піткання нагору, а єгиптяни штовхають його униз. Вантаж у них чоловіки носять на голові, а жінки — на плечах. …Ніколи у них жінка не стає жрицею ні бога, ні богині, але чоловіки можуть бути жерцями богів незалежно від статі богів. Для хлопців не є обов’язковим годувати їхніх батьків, якщо самі вони не хочуть цього робити, але для дочок це є обов’язком попри їхнє бажання.
…Інші народи живуть окремо від тварин, але єгиптяни живуть разом зі своїми тваринами. Інші живляться пшеницею та ячменем, але для єгиптянина живитися цими злаками вважається за великий сором. Для їжі вони використовують полбу (різновид пшениці), яку дехто називає зеєю. Тісто вони замішують ногами, а глину розминають руками. Збирають також гній. …Кожен чоловік у них має дві одежі, але жінка — лише одну.
Главные здания этих городов находились на «цитадели» — высоком «кремле», огороженном стенами. Ниже цитадели находился город, разделенный на прямоугольные кварталы широкими (до 10 м) улицами. В нижних этажах домов устраивались комнаты, в которых люди мылись; отсюда были выведены трубы на улицу, где были проложены водостоки из обожженного кирпича. Такой совершенной системы городских водостоков не знала ни одна древняя цивилизация.
Письменность Мохенджо-Даро до сих пор не разгадана. Единственными свидетелями до сих пор остаются руины городов, древние печати с вырезанными на них письменами и прекрасные статуэтки. К середине 2 тысячелетия до н. э. города пришли в упадок, большие благоустроенные дома исчезли. Может быть, города подвергались нападениям воинственных соседей.
Во второй половине 2 тысячелетия до н. э. в Северной Индии расселились племена ариев (арийцев). Арии говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской семье языков, в которую сейчас входят многие народы Европы и Азии. Все основные сведения о жизни и культуре этой эпохи мы получаем из Вед — священных текстов древних ариев. Среди ариев, по преданию, особенно выделялось племя бхаратов. «Бхарата» — название Индии, сохранившееся и теперь. Первые арии еще не строили городов; главным их занятием было разведение скота — количество голов скота было у них главным мерилом богатства и благополучия.
Во главе арийских племен стояли вожди — раджи. Все население было разделено на варны. Три варны были высшие. Жрецы-брахманы молились, воины-кшатрии сражались, земледельцы и ремесленники (вайшью) обрабатывали землю и торговали. В четвертую варну входили слуги-шудры, а остальное население считалось неприкасаемыми-чандалами и находилось вне варн.
В 4 веке до н. э. самым сильным из многочисленных мелких царств в Индии стало царство Магадха и его правители из династии Маурья. Первым царем этой династии был Чандрагупта, по легенде встречавшийся с самим Александром Македонским.
Самым знаменитым царем из Маурьев был Ашока, покровитель буддизма. Ашока строил и украшал города, его дворец прославился сказочной роскошью.
При наследниках Ашоки могучая держава Маурьев распалась. Северные территории Индии входили в греко-индийские и индо-скифские царства, затем в кушанскую империю. И только в 4 веке почти вся территория Индии была объединена под властью царей из династии Гупт.
Время правления Гупт считается «золотым веком» в истории Индии. Именно тогда была введена десятичная система исчисления и цифры, которыми мы пользуемся и сейчас. Проделав длинный путь в Европу они получили название «арабских». Построенная мастерами в начале 5 века многотонная железная колонна в Дели стоит и до сих пор, практически не тронутая коррозией. После нашествия гуннов-эфталитов в 5 веке государство Гупт разделилось на ряд мелких государств.
В правление Гупт буддизм в Индии приходит в упадок, и окончательно оформляется основанный на древних ведических верованиях индуизм. Богов в индуизме очень много, но Вишну, Шива и Брахма всегда были на первом месте. Почитание божеств в индуизме включает многочисленные обряды, которые совершаются и поныне. К изображению божества приносят пищу, гирлянды цветов, зажигают и раскачивают светильники.