Научная революция – период, в который возникает наука (математика, физика, химия, биология) современного вида. В этот период меняются знания о мире. Это время предшествует эпохе Возрождения.
Просвещение – идейное просвещение европейского сознания реализмом, пропаганда свободомыслия. Эпоха Просвещения последовала сразу после Научной революции в социальной сфере общественной жизни.
Гражданское общество – сфера, где граждане имеют право на свободное самопроявление. Дэвид Истон видит гражданское общество как фильтр поддержки общества к политической системе. В истории гражданское общество выступает как поддержка системы сдержек и противовесов.
Правовое государство – государство, в котором политическая система подчинена закону. Основана на принципе верховенства закона. В Древних Афинах закон был оружием против тирании, а Римская империя использовала закон как высшую степень власти.
Разделение властей – демократическая практика и принцип, который подразумевает независимость разных ветвей власти: судебной, исполнительной и законодательной. Политическая власть в Римской империи имела задатки разделения власти на сенат, комиции и консулов.
Либерализм – философское и политическое течение, которое подразумевает неотъемлемость и незыблемость гражданских прав и свобод личности. История либерализма начинается со Славной революции 1688 года, а также буржуазной революции в Нидерландах.
Демократическое движение – политическое движение демократического толка, которое имело распространение в США, Франции и Грузии сегодня.
Социализм – идейно-философская доктрина, которая идеализирует социальную справедливость, всеобщее равенство, свободу, коллективизм и общность. История социализма начинается не с Мора, а с Аристофана, который в трактате «Законодательницы» провозглашал идеал общего.
Коммунизм – идейно-философская доктрина, которая основывается на социалистических началах, принципах, а также на общественной собственности, производстве, промышленности. Первыми коммунистами были гуситы в Чехии.
Позитивизм – доктрина, разработанная Огюстом Контом и подразумевающая единый объективный метод познания. По идее позитивистов, соцопрос – научно, а философское исследование – ненаучно.
И немудрено, если вспомним, что царю и дворянам предшествовали князь и его дружина. А дружина была сплошь набрана из воинов каких попало государств, в понимании русских – каких попало семей.
Когда русский попадал в войско, его ставили в строй под начало дворянина. Дворянин водил его в бой, а в случае нерадивости в службе давал команду выпороть. В те времена это было обычным наказанием. В отношении личной свободы русского в мирной жизни помещик имел ровно столько же прав. Ни убить, ни посадить в тюрьму, ни судить как-либо своего крепостного русский дворянин не имел права, и само притязание на это было преступлением. Другое дело, насколько неукоснительно исполнялось это положение, если учесть, что следствие по подобным преступлениям велось теми же дворянами. Но сама идея отношений между крепостными и крестьянами была именно таковой.
Солдату, чтобы оставить часть, нужно спросить разрешение своего командира. И крестьянину, чтобы покинуть своего помещика, нужно было получить у того паспорт. А как уже писалось, крепостной мог заняться любым делом, в том числе уехать за границу, стать купцом или промышленником на Аляске.
Дворянин служил России, защищал ее. Для этого он должен был быть сыт и вооружен. Его крепостные (а на содержание одного воина требовался труд 10-30 семей) давали ему эту возможность. Тремя путями. Они могли быть дворовыми, фактически членами семьи помещика. Они могли отрабатывать ему барщину, то есть работать на дворянина оговоренное число рабочих дней в неделю. Они могли быть на оброке – платить дворянину определенную сумму денег, занимаясь тем, чем пожелают.
Но надо постоянно помнить, что основная цель закрепления крестьянина – обеспечить вооруженного воина-дворянина – защитника Родины. Поскольку это обеспечение так или иначе исчисляется в деньгах, дворянин при передаче другому дворянину своего крепостного получал за него деньги. Формально это выглядело как продажа. Но продают свою собственность, а если это ваша собственность, то вы можете продать ее кому угодно. Русский крепостной не был собственностью помещика, поэтому в отличие от западного крепостного он не мог быть продан кому угодно. Только дворянину и только российскому дворянину. На Западе дело обстояло совершенно иначе.
Там дворянин — мини-король и имел порой всю полноту королевской власти над крепостным, включая право судебной расправы и казни. Естественно, что он распоряжался своей собственностью как хотел и мог продать ее кому угодно. Вот свидетельства о наших ближайших соседях – поляках, взятые нами из «Истории кабаков в России» И.Прыжова, а им – из подлинных документов.