Крепость Орешек - уникальный архитектурный и исторический памятник XIV-XX веков. Основанная в 1323 году на Ореховом острове в истоке Невы из Ладожского озера новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, крепость служила форпостом на границе со Швецией. В 1352 году на месте сгоревшей во время боя со шведами деревянной крепости новгородцы построили небольшую каменную крепость, которая занимала примерно четвертую часть острова. На ее месте в конце XV – начале XVI веков была возведена новая мощная каменная твердыня, состоявшая из города, обнесенного стенами с семью башнями, и укрепленной цитадели с тремя башнями. Сегодня на Ореховом острове можно увидеть частично сохранившиеся стены и башни каменного Орешка XVI века.
В XIV- XVIII веках крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы. В 1612 году после девятимесячной осады крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции, получив название – Нотебург. Вернуть Орешек России удалось только во время Северной войны в 1702 году в результате штурма крепости, предпринятого русскими войсками. До настоящего времени в крепости сохранилась братская могила погибших при штурме русских солдат. Отвоеванный у шведов Нотебург был переименован в Шлиссельбург – «ключ-город» . На Государевой башне император Петр I повелел укрепить ключ от крепости. Также в этот период под руководством Петра I были возведены дополнительные укрепления – шесть земляных бастионов.
В XVIII-XIX столетиях за крепостью закрепилась слава «русской Бастилии» . С конца XVIII до начала XX века в крепости было возведено 4 тюремных здания: Секретный дом (Старая тюрьма) , Новая тюрьма (Народовольческая) , тюремный корпус № 4 и корпус № 1 («Зверинец» ) – перестроенные под тюремные камеры солдатские казармы петровского времени. Узниками крепости были в разное время члены царской семьи, претенденты на престол, государственные и общественные деятели, революционеры. В их числе император Иван IV, первая жена Петра I – Евдокия Федоровна, князь Д. М. Голицын, Н. И. Новиков, декабристы Н. А. Бестужев, И. И. Пущин; революционеры М. А. Бакунин, В. Н. Фигнер, А. И. Ульянов и другие. Одновременно с политическими заключенными здесь содержались и уголовные преступники. После Февральской революции 1917 года все узники крепости были освобождены. В августе 1928 года в ней открылся филиал Ленинградского музея Октябрьской революции.
В годы Великой Отечественной войны защитники крепости Орешек почти 500 дней с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года обороняли крепость, не давая окончательно отрезать охваченный кольцом блокады Ленинград от Большой земли. Артиллерийские обстрелы причинили крепости значительные разрушения, многие памятники превратились в руины.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции – Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антро обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антро божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».
Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии9.
В XIV- XVIII веках крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы. В 1612 году после девятимесячной осады крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции, получив название – Нотебург. Вернуть Орешек России удалось только во время Северной войны в 1702 году в результате штурма крепости, предпринятого русскими войсками. До настоящего времени в крепости сохранилась братская могила погибших при штурме русских солдат. Отвоеванный у шведов Нотебург был переименован в Шлиссельбург – «ключ-город» . На Государевой башне император Петр I повелел укрепить ключ от крепости. Также в этот период под руководством Петра I были возведены дополнительные укрепления – шесть земляных бастионов.
В XVIII-XIX столетиях за крепостью закрепилась слава «русской Бастилии» . С конца XVIII до начала XX века в крепости было возведено 4 тюремных здания: Секретный дом (Старая тюрьма) , Новая тюрьма (Народовольческая) , тюремный корпус № 4 и корпус № 1 («Зверинец» ) – перестроенные под тюремные камеры солдатские казармы петровского времени. Узниками крепости были в разное время члены царской семьи, претенденты на престол, государственные и общественные деятели, революционеры. В их числе император Иван IV, первая жена Петра I – Евдокия Федоровна, князь Д. М. Голицын, Н. И. Новиков, декабристы Н. А. Бестужев, И. И. Пущин; революционеры М. А. Бакунин, В. Н. Фигнер, А. И. Ульянов и другие. Одновременно с политическими заключенными здесь содержались и уголовные преступники. После Февральской революции 1917 года все узники крепости были освобождены. В августе 1928 года в ней открылся филиал Ленинградского музея Октябрьской революции.
В годы Великой Отечественной войны защитники крепости Орешек почти 500 дней с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года обороняли крепость, не давая окончательно отрезать охваченный кольцом блокады Ленинград от Большой земли. Артиллерийские обстрелы причинили крепости значительные разрушения, многие памятники превратились в руины.