У казахов использовались и конусообразные юрты, которые были известны как калмыцкие. Но их казахи ставили в редких случаях. Самым почетным местом в юрте считался төр — место напротив входа. Сюда усаживали самых уважаемых и почетных гостей. Находящийся Изготовление кошмы. в юрте гость, вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности всегда находился под защитой хозяина. В 30—50-х годах XIX века у казахов наметилась устойчивая тенденция строительства постоянных оседлых жилищ. Зимние жилища казахов, которыми очень дорожили, назывались кыстау. Они располагались на самых плодородных землях. Здесь, как правило, находились родовые захоронения. Рядом с кыстау степняки имели посевы и сенокосы. Они покидали зимние жилища лишь только в тех случаях, когда имела место массовая смертность людей или падеж скота. Кыстау строились из разных материалов: камня, дерева, дерна и самана. К концу XIX века местное население стало строить дома с двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном. Проем окна затягивался бычьим пузырем. Зимние жилища состояли из двух частей, разделенных печью: входная (ауыз уй) и жилая (тор) части. Над земляным полом жилой комнаты возвышался нар — небольшое деревянное возвышение. На рубеже XIX—XX веков количество комнат у зажиточной части казахов увеличивается до 3—4. В это же время появляются срубные дома с деревянными полами. Как правило, их изготовляли русские плотники. Казахи топили юрты, зимние жилища исключительно хворостом и тезеком (кизяк). По обычаям степняков строго запрещалось рубить живое дерево. Помещения для скота и людей вплотную примыкали друг к другу. Скученность построек была удобна ввиду частых зимних стуж и ветров. Во дворе у казахов имелась хозяйственная постройка шо-шала (куполоообразное холодное строение). Здесь хранили мясо и другие продукты питания. Оставшиеся на зимовьях домашние животные ночью содержались в помещениях — малкора. В северных, северо-восточных и центральных районах они были крытыми. Часто крышей служил сложенный сверху запас сена.
Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.
Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.
Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»
Кальвин утверждал, что…
Судьбы людей предопределены Богом.Никто из верующих не знает собственного предопределения.Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд. Именно труд был знаком души.Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.