В XVIII веке с исключительной стороны проявил себя один из видных государственных деятелей Казахского ханства Абылай. Он посвятил всю свою жизнь делу укрепления казахской государственности и обеспечения единства народа. Жизненный путь Абылай хана был нелегким. Он родился в 1711 году в г. Туркестане. При рождении он получил имя Абильмансур, но был вынужден скрываться под именем Сабалак. Абылай получил хорошее мусульманское образование. Султан владел семью восточными языками. Хорошо играл на домбре, после себя оставил более 20 кюев. Во время междоусобных войн он остался сиротой. С пятнадцатилетнего возраста начал принимать деятельное участие в войне с джунгарами. Султан был выше среднего роста, отличался большой физической силой. Современники уважали его за смелость, отвагу и ловкость. До самых последних своих дней он был рядом с воинами. Захваченную добычу всегда делил со своими ополченцами. В сражениях с внешними врагами был несколько раз ранен. По характеру был остроумен и находчив. Среди своих современников был известен как человек слова, блестящего ума, честный и справедливый правитель. Был прекрасным оратором, знатоком обычного права казахов и шежире. Вокруг себя он сумел собрать самых авторитетных, уважаемых и честных людей. Абылай стал широко известен в народе в возрасте двадцати лет. Войдя в ополчение хана Абулмамбета, в одном из сражений под воинственный клич «Абылай!» в единоборстве победил именитого джунгарского военачальника, батыра Шарыша. После этого поединка он получил новое имя - Абылай и стал пользоваться огромной популярностью и авторитетом среди номадов. Ему доверили управление одним из крупных родов атыгай племени ар-гын Среднего жуза. С целью укрепления своей власти и налаживания мирных отношений с соседями Абылай заключал династийные браки с представителями влиятельных семей соседних государств, а также казахских ханов и султанов
начало xviii века ознаменовано реформами петра i, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития россии и европы. реформы затронули все сферы жизни общества. государство нуждалось в светской культуре. важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. рассматриваемая нами эпоха — век перелома. это хорошо видно и в дворянства, в их повседневной жизни.
дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием российского государства. в россии дворянство возникло в xii веке как низшая часть военно-служилого сословия. при петре i завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
xviii век - это отдельный этап в жизни дворянства, непохожий ни на предыдущий xvii век, ни на последующие xix и xx. это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами петра i. но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. все это вместе дает сложный и уникальный склад характера дворянина xviii столетия.
актуальность темы: в последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. в первой четверти xviii века усилиями петра i рождалась великая российская империя, осуществлялась европеизация культуры. и мне интересно проследить, как менялась жизнь дворянства с реформами петра i.
среди достаточно большого количества , посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. в первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы с.м. соловьева, в.о. ключевского, н.м. карамзина.
преобразования быта во времена петра i глубоко проанализированы с. м. соловьевым. он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине xvii века. рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, с. м. соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, « народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». и в 3 главе 18 т. своей « россии с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ петра i. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на сцену…»[1].