А.Л.Ордин-Нащокину принадлежали реформаторские проекты во внешне- и внутриполитической сфере. Он заключению Андрусовского перемирия с Речью Посполитой. На лишь после его смерти Россия перешла от соперничества с Польшей к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы, чтобы обезопасить западные и южные рубежи России. В области внутренней политики он отменил привилегии иностранных кампаний, предоставив льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) и основателям ряда новых мануфактур, организовал постоянную почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Но многое из задуманного ему так и не удалось осуществить – сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, осуществить постепенный переход к постоянно действующей армии, ввести элементы самоуправления по образцу.
Трудовые реформы, инициированные, в частности, бывшим немецким канцлером Шредером, поддержали все правящие партии. Это привело к резкому увеличению числа безработных, ухудшению ситуации на рынке труда, сокращению заработной платы и, следовательно, падению покупательной населения.
Ситуация еще больше обострилась вследствие ликвидации прав и социальных гарантий трудящихся, что негативно сказалось на экономическом и социальном положение народа.
На этом фоне происходит систематическое обогащение финансово-олигархических групп, которые заявляют, что такие меры единственно правильные в сложившейся ситуации.
Непопулярные меры инициированы из-за рубежа в лице «тройки» европейских контролеров, немецкого правительства и транснациональных корпораций.
Интернационализация ответственности за принимаемые решения становится доминирующей в деятельности правящих партий.
Поэтому не удивительно, что такого рода политика наталкивается на противодействие со стороны трудящихся, которые хотят сохранить свою идентичность и завоеванные социальные права от иностранного вмешательства.
Такое стремление часто ассоциируется с таким понятием как национализм. При этом во главу угла ставится защита суверенитета и идентичности, которые, по мнению либеральных политиков, должны исчезнуть вследствие глобализации.