Өндірісте мыстан жасалған еңбек құралдарын пайдаланумен энеолит (энео — мыс, литос — тас) дәуірі, яғни мыстас ғасыры басталды. Адам қолдануды үйренген алғашкы металл — мыс болды. Мыс құралдардың өндіріске ене бастауы шақпақтас "индустриясының" біртіндеп құлдырауына себеп болды.
Қазақстанда энеолит дәуірінің ашылған ескерткіштері әзірге көп емес. Олардың бір тобы қазіргі Қостанай, Ақмола облыстарындағы Торғай, Тобыл өзендерінің бойында. Осылардың ішіндегі ең жақсы зерттелгені және тарихи құнды материал бергені — Ботай қонысы. Сондықтан Қазақстанның осы аталған аймағындағы энеолиттік мәдениетті "Ботай мәдениеті" деп атайды.
1. «Романистическая» теория (Савиньи, О. Тьерри, Ф. Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением городов римских. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных.
2. Сторонники так называемой «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич) связывали появление городов и институтов с развитием вотчины, ее управления и права. Сам же ранний город, как административный центр, явился результатом развития вотчинной резиденции сеньора. «Темные века» Средневековья объявлялись догородскими.
3. «Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки.
4. «Бурговая» теория (Кейтген, Мэтланд, Ричел) рассматривает в качестве основы будущего города бург. Васютин С.А. УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью. М., 2008.- С. 40-41. Бург-название крепости в средневековой Европе, они строились для защиты от неприятельских набегов, служили административными центрами и епископскими резиденциями, местопребыванием феодалов. Часто окружались высокими стенами с башнями и рвами с водой. К XIV-XV вв., потеряв вследствие развития артиллерии свое оборонное значение, превратились в города.
5. Согласно «рыночной» теории (Зом, Шредер, Шульте) городские учреждения возникли из рынка с его специфическим правом, из особой рыночной охраны в местах торговли.
6. Немецкий историк М. Ритшель в конце XIX в. попытался объединить «бурговую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта -- бурга.
1. По мнению русского историка Д.М. Петрушевского: « Не было варварских вторжений. В качестве отправных точек возникновения средневековых городов выделяются как римские города, так и германские, а также кельтские поселения». У Дмитрия Моисеевича город - это не только сосредоточение политико-административных учреждений, но и центр "хозяйственного оборота". На протяжении всего раннего средневековья в городах продолжали трудиться ремесленники и купцы. Общее же количество городов в Европе в VIII-IX вв. необычайно большое - во Франкском государстве он насчитывает до 150 городов - центров обмена. Петрушевский Д.М. Возникновение городского строя средних веков. М., 1912.-С.65-67.
2. В.В. Стоклицкая-Терешкович, Е.А. Косминский (ученики Д.М. Петрушевского) сыграли решающую роль в разработке и закреплении единой марксистской теории возникновения городов средневековой Европы. Е.А. Косминский порекомендовал одному из своих аспирантов - Я.А. Левицкому (1906-1970), заняться историей английского города: его возникновением, становлением и ролью в средневековом обществе. Именно он является автором марксистской теории возникновения средневекового города, вошедшей в некоторые западные учебники под названием "ремесленной". Сванидзе А.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.-С. 20.
Советский ученый отказался от попыток сведения всего многообразия путей возникновения городов к какой-либо одной теории, рассмотрев на примере Англии различные направления этого процесса: посредством торговых сел и портов (рыночных местечек), на территории железных разработок, вокруг феодальных вотчин и др. Однако для Левицкого формирование городов является, прежде всего, следствием процесса развития производительных сил, который привел в X-XI вв. к отделению ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. Отвечая на вопросы, что такое средневековый город и с какого момента то или иное поселение может именоваться городом, на примере "Книги Страшного суда", Левицкий показал, что средневековый город - это прежде всего центр ремесла, торговли, промыслов - главных неземледельческих занятий. Левицкий Я.А. Город и городское ремесло в Англии в Х-ХП вв. М., 1960.-С.69.
Наряду с работами Я.А. Левицкого, аналогичным проблемам посвящены труды В.В. Стоклицкой-Терешкович. Город, по ее мнению, является центром товарного производства, которое стало возможным только в начале второго этапа феодализма в связи с расколом единой сферы общественного производства на две части - аграрную и промышленную. Движущей силой этого процесса являлись крестьяне, бежавшие из деревень и селившиеся в ремесленно-торговых поселениях. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х-XV вв. М., 1960. С. 17. В современной историографии вопрос о происхождении средневекового города ставится шире, с учетом всех перечисленных теорий и факторов. Город определяется не только как наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органичный компонент феодального строя, начиная с его возникновения. Васютин С.А. УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью. М., 2008.- С. 41.