Гражданскую войну называют страшной бедой потому, что это война между гражданами одной страны, война между соотечественниками. В этой войне отец мог воевать против сына, брат- против брата, сын -против отца Люди истребляли своих же людей. А каково было матерям, у которых один сын в белом лагере, второй примкнул к красным. Если один из них погибал, каково ей было жить со вторым сыном? Количество населения одной страны во время гражданской войны намного сокращалось, хозяйство приходило в упадок, появлялось мародёрство, воровство, причём грабили опять же своих соотечественников. Вообщем, это страшная беда государства.
Китайская реакция на давление со стороны Запада, конечно, в значительной степени определялась ситуацией внутри страны, которая в середине 19 в. была крайне неустойчивой. В период между 1840 и 1860 революционные восстания вспыхивали во всех 18 провинциях. Четыре из них поставили под удар само существование династии Цин: два выступления были организованы мусульманским населением на юго-западе (1855-1873) и северо-западе страны (1862-1878), Тайпинское (1851-1864) и Няньцзюаньское (1853-1868) восстания. Самым мощным и организованным было Тайпинское восстание. На протяжении почти 15 лет отряды тайпинов действовали в 16 из 18 провинций страны.
Отправным пунктом Тайпинского восстания стала межклановая вражда в Южном Китае, усилившаяся под влиянием бурного роста населения и раздуваемая недовольством этнически обособленных сообществ хакка. Однако особый характер этого движения определялся присущей ему уникальной идеологией, проповедником которой был самопровозглашенный младший брат Христа - Хун Сюцюань, сельский учитель, несколько раз проваливавший экзамены на занятие должности в системе гражданской администрации и почерпнувший свое религиозное вдохновение от миссионеров в Кантоне и из памфлетов Лян Афа - первого обращенного в протестантскую религию китайца.
это божество никому не узнать, оно не существует, и это не божество